Мария Хапова
«Украшение полотенца». Конспект занятия по аппликации по мотивам национальных орнаментов (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование поликультурной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Прививать уважение и любовь к родному краю, к труду народных умельцев, вызывать желание украшать свое полотенце мордовским орнаментом.
2. Формировать интерес к культуре и истории родного края.
3. Учить создавать мордовский орнамент используя 8 треугольников разной величины и формы.
4. Совершенствовать навыки детей при работе с ножницами, клеем и кисточкой.
Публикация «„Украшение полотенца“, Конспект занятия по аппликации по мотивам национальных орнаментов (старшая группа)» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Старшая группа
- Темочки
Способы: беседа об истории Мордовии, чтение легенд и сказок мордовских народов, рассматривание одежды и предметов быта, украшенных мордовским орнаментом.
Материалы: альбомный лист с нарисованным контуром салфетки, клей ПВА, кисточка для клея «щетина №3», ножницы, цветная бумага черная и красная с нарисованными квадратами для вырезания, элемент орнамента «мордовская зведочка» красного цвета.
Ход НОД:
Воспитатель:Шумбратадо! Проходите гости дорогие. Гостю в переднем углу место. Просим в избу! Гость на гость хозяину радость. Спасибо, что пришли на наши посиделки! А вы знаете, что такое посиделки? Прежде,чем я расскажу вам об этом, скажите, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне.
2
Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. Сегодня мы с вами познакомимся с народом Мордовии.
В давние времена в каждом мордовском селе был дом, в котором устраивали посиделки. На посиделки обязательно приходили с работой, чтобы напрясть пряжи, связать носки, а также любили шить и вышивать. У мордовского народа, как и у других народов нашей страны есть свои обычаи, свои традиции и свой орнамент узора. Давайте посмотрим вот на это полотенце. (Рассматривание полотенца)
Воспитатель: А каким узором украшено полотенце? ( Д: Ромбик и Восьмиконечная мордовская звезда)
Воспитатель:А цвет какой на этих изделиях? ( Д: красный, черный.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами украсим полотенце мордовским орнаментом.
Обьяснение и показ.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат альбомные листы с нарисованным контуром полотенца. А так же лежат «заготовки» орнамента – нарисованные квадраты - 2 на красной бумаге и 2 на черной.
Чтобы сделать полотенце, мы берем заготовку, вырезаем квадраты, затем их разрезаем по диагонали по намеченным линиям и получаем 8 треугольников- 4 красных и 4 черных. Потом приклеиваем полученные треугольники по углам полотенца. Уголочек треугольника должен смотреть в угол полотенца. Клей набираем на кисть, намазываем фигуру (треугольник красного цвета, клеем, обязательно на клеёнке, начиная с середины, постепенно переходя к краям. Положим кисть, возьмем фигуру обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижав тряпочкой, промокнув лишний клей.
3
Потом на этот же треугольник приклеиваем треугольник поменьше - черного цвета так, чтобы уголок смотрел в уголок красного треугольника, но чуть пониже, то есть он должен выйти за край красного треугольника.
Затем мы точно так же приклеиваем остальные треугольники. В центр полотенца приклеиваем восьмиконечную мордовскую звезду. Все, полотенце готово.
Самостоятельная работа детей.
Дети аккуратно вырезают квадратики, разрезают по линии по диагонали.
Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Воспитатель: Молодцы, мы немного отдохнули и теперь можем работать дальше.
-Ребятки, напоминаю вам о том, что работать с клеем надо аккуратно, лишний клей вытирать салфеточкой. (Дети самостоятельно работают, приклеивают детали на салфетку).
Выставка аппликаций. Воспитатель выставляет все работы на доске, отмечает красивое сочетание цветов.
4
Воспитатель: Ребята, чем мы занимались сегодня?
Дети: Мы украшали полотенце мордовским орнаментом.
Воспитатель: Молодцы ребята! У вас получились яркие, красивые полотенца. Мне было очень приятно с вами работать.
Список литературы:
1. Данилина, Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г. Н. Данилина –М. ,2003
2. Комарова Т. С., Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Т. С. Комарова. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
3. Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968