Оксана Андрусенко
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Удивительные свойства воздуха» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности
Ф. И. О педагога: Андрусенко Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Полное название: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №242" г. САРАТОВ
Образовательная область : Познавательное развитие
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
Программа:
Публикация «Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности „Удивительные свойства воздуха“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Характеристика группы : подготовительная группа
Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы (ветер, просмотр презентаций «Город моей мечты» и «Растительный мир».
Материалы и оборудование: воздушные шары разных цветов и размеров; полиэтиленовые пакеты, трубочки, пластмассовые стаканчики и шарики на каждого ребенка; емкость с водой; теплая вода в термосе; две пустые бутылочки (с запахом); бутылочка и шарик (сдутый); плакат «Город»; вырезанные из бумаги: машины, заводы, деревья, мусорные баки, качели; смайлики и пьедестал; ноутбук и телевизор, презентация «Город, в котором я хочу жить!», фонограмма песни-игры «Я от тебя убегу».
Цель непосредственно образовательной деятельности : Расширение представлений о свойствах воздуха
Задачи:
Обучающие:
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет цвета и запаха, удерживает предметы на воде, при нагревании расширяется)
Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для здоровья человека;
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
Воспитательные:
Воспитывать положительную установку на участие в НОД, навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности;
Воспитывать у детей любознательность и доброжелательность.
В образовательной области
Планируемые достижения результатов
совместной деятельности педагога с детьми
Социально-коммуникативное
развитие
Проявление интереса к участию в совместной деятельности;
Умение взаимодействовать со взрослыми и детьми;
Проявление положительных эмоций в НОД;
Проявление доброжелательного отношения к окружающему миру.
Познавательное развитие
Проявление интереса к окружающему миру;
Принятие инструкции педагога по выполнению заданий
Речевое развитие
Умение поддерживать диалог;
Умение отвечать на вопросы;
Умение делать выводы
Физическое развитие
Выполнение ритмичных упражнений физкультминутки
Проявление положительных эмоций
Этапы НОД
Задачи этапа
Методы, приемы,
формы взаимодействия
Деятельность
педагога
Деятельность воспитанников
Планируемый результат
1. Вводная
часть
Мотивационная деятельность
Создать эмоциональный настрой
Стимулировать познавательный интерес
Сюрпризный момент
(в гости приходит клоун Любознайка)
Вопросы к детям:
1) Как вы думаете, почему меня зовут Любознайка?
2) Вы знаете, какой сегодня праздник?
2) Почему один шар грустит?
3) Что надо сделать, чтобы шар стал круглым и упругим?
4) Что же у него внутри?
5) А вы видите воздух?
6) Получается воздух невидимый?
7) Как посмотреть какой он?
Приветствует и знакомится с детьми. Устанавливает эмоциональный контакт. Настраивает на деятельность.
Сообщает о событии дня (Праздник воздушных шаров).
Показывает шары (один шар сдут)
Направляет детей на устранение проблемы.
Вызывает интерес к эксперименту.
Здороваются и знакомятся с гостем.
Настраиваются на НОД.
Отвечают на вопросы воспитателя, обращают внимание на сдутый шарик, принимают решение об устранении проблемы.
Надувают шар.
Предлагают варианты
(как посмотреть на воздух)
Положительно- эмоциональный настрой на деятельность
Познавательный интерес
2. Основная часть
Исследо-вательская деятельность, направленная на ознакомление со свойствами воздуха.
Физкультурная
минутка
Формировать навыки к исследо-вательской деятельности.
Воспитывать навыки сотрудничества в процессе исследо-вательской деятельности
Принятие инструкции педагога по выполнению заданий
Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать
Выполнение ритмичных упражнений
Вызвать интерес.
Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать
Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для здоровья человека
Воспитывать у детей добро-желательность и бережное отношение к окружающему миру.
1. Эксперимент «Ловишки»
1. Получилось поймать воздух?
2. Мы его видим?
2. Эксперимент «Есть ли воздух внутри нас?»
Вопросы:
1. Что мы видим?
2. А что это такое пузырьки?
3. Откуда появились пузырьки?
3. Эксперимент «Почему не тонут шарики?»
Вопросы:
1. Почему утонули камешки?
2. Почему не тонут шарики?
3. А где вы могли видеть то, как воздух удерживал предметы на воде?
Превращение в воздушные шарики.
4. Опыт: Воздух нагревается и расширяется.
Вопросы:
1. Почему шарик надулся?
5. Эксперимент «Чем пахнет воздух?»
Вопросы:
1. Почему баночки пахнут по-разному, хотя в них ничего нет?
2. Почему воздух бывает неприятен и вреден человеку?
3. Какой воздух нужен человеку?
4. Что же мы можем изменить?
6. Аппликация «Чистый город»
7. Презентация «Город, в котором я хочу жить!»
Вопросы:
1. В каком городе вы хотели бы жить?
2. Почему вы его выбрали?
Показывает, как можно поймать воздух в полиэтиленовый пакет и предлагает детям повторить эксперимент самостоятельно.
Предлагает сделать вывод
Предлагает детям подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Предлагает сделать вывод
Обращает внимание на то, что пузырьки стремятся вверх.
Предлагает детям отпустить камешки в воду и понаблюдать, что произойдет.
Предлагает сделать вывод
Предлагает детям отпустить шарики в воду и понаблюдать, что произойдет.
Предлагает детям вспомнить как они купались летом и были ли у них какие то помощники для удержания на воде.
Предлагает детям превратиться в воздушные шарики и потанцевать под веселую песенку- игру «Я от тебя убегу»
Демонстрирует движения.
Демонстрирует опыт: опускает пустую бутылочку с шариком на горлышке в теплую воду (шарик поднимается)
Предлагает сделать вывод.
Предлагает рассмотреть и понюхать пустые баночки с разным запахом.
Рассказывает историю о том, как было не приятно дышать на автобусной остановке.
Решает, что не будет дышать.
Предлагает закрыть рот, зажать нос - проверить как себя будут чувствовать.
Направляет детей на устранение проблемы: предлагает помочь выбрать предметы, которые не навредят жителям города, а наоборот помогут в сохранении чистого воздуха
Демонстрирует слайды с изображением городов
Предлагает выбрать город, в котором бы хотели жить и дать объяснение своего выбора.
Предлагает сделать вывод.
Внимательно следят за действиями воспитателя и выполняют задания самостоятельно.
Делают вывод: Воздух прозрачный, он вокруг нас
Дуют в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Наблюдают появление пузырьков и делают вывод: Пузырьки – это воздух, который был внутри нас.
Отпускают в воду:
- камешки
- шарики
Наблюдают и делают вывод: камушки тяжелые – тонут, а шарики не тонут, потому что в них воздух, который их удерживает на воде.
Называют предметы удержания на воде – спасательные круги, нарукавники и т. д.
Танцуют
Наблюдают и делают вывод: воздух нагревается и расширяется.
Исследуют и делают вывод:
Собственного запаха у воздуха нет. Запах ему придают вещества, которые с ним соприкасаются.
Выясняют:
- может ли человек жить без воздуха?
- какой воздух необходим человеку для жизни?
Принимают решение об устранении проблемы.
Выбирают предметы, которые сделают город чистым. Объясняют свой выбор.
Наклеивают предметы на плакат с изображением города.
Выбирают город и объясняют свой выбор
Делают вывод: Человеку нужен чистый свежий воздух
Овладевают способами исследо-вательской деятельности :
- умение следовать инструкции взрослого
- способность действовать самостоятельно
- умение делать выводы
- умение поддерживать диалог
- умение отвечать на вопросы
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка
Проявление положительных эмоций
Овладевают
способностью анализировать и действовать самостоятельно
Умение анализировать и принимать решение.
Заключительная часть
Рефлексия
Подвести итог деятельности
Игра «Чемпион»
Проводы героя
Предлагает приклеить смайлики на изображение пьедестала (1,2,3 места)
- если было интересно, и вы со всем справились – 1 ступень (молодец, одержал победу)
- если было интересно, но не все получалось легко – 2 ступень (он будет еще учиться)
- если было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий – 3 ступень (все получится в следующий раз)
Прощается и дарит шарик в подарок каждому ребенку
Дети оценивают свою деятельность, приклеивая смайлики на пьедестал соответственно заданным педагогом параметрам.
Прощаются с клоуном «Любознайкой»
Умение видеть результат своей деятельности и оценивать себя.
Проявление положительных эмоций