Скрипко Дарья Олеговна
Технология волонтерства как одна из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология волонтерства, как одна из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста»
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.
Публикация «Технология волонтерства как одна из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
1. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
3. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
4. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошкольникам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик возможно применение волонтерства, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Актуальность: Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно. Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;
- к повышению рейтинга образовательного учреждения.
Целью является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе :
- Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей :
- Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Организация практики волонтёрства в детском саду осуществляется поэтапно.
1. Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтёрства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.
2. Второй этап – организационный, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. 3. Третий этап – практический: на этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.
Принципы внедрения технологии волонтерского движения :
-принцип взросления
Общаясь и помогая младшим, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач, при этом ребята выступают инициаторами деятельности. Это дает возможность им раскрепоститься, пойти на активное разновозрастное общение в детской среде — сверстника со сверстником, старшего с младшим, получить эмоциональную радость и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Миссия волонтера — всегда быть готовым прийти на помощь. Дети – волонтёры знают, что в детском саду они главные помощники, и готовы прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым дети - волонтёры получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. Принципы внедрения технологии волонтерского движения
-«хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому»;
-«сам захотел, и сам выбрал что делать».
Важным моментом в организации волонтерского движения - обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Совместно с воспитателем дети волонтеры должны учитывать следующие правила:
-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться
в группе.
Примерные мероприятия детского волонтерства
Беседы «Кто такие волонтеры?», «Возможно ли стать волонтерами?»
«Чему мы можем научить малышей?», «День добрых дел».
Поможем убрать игрушки малышам. «Наши игры и игрушки» - акция «Игрушки для малышей»
Оказание помощи в раздевании и одевании малышам. Помощь в умывании детям ясельной группы, подарки для малышей (снежинки). Чтение стихов к празднику, подвижные игры с детьми младших групп, зарядка для детей младших групп. Рисуем вместе с малышами, рассказать сказки для малышей. Оказание помощи в организации игр с детьми младших групп.
Волонтерство помогает детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную. Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. Развиваются коммуникативно - речевые умения и навыки. Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству. - Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.
А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера. Главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.