Екатерина Панова
Аква-гимнастика: здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование его как личности, связано с развитием речи ребёнка. Работая в логопедической группе, моей целью стало повысить уровень сформированности мелкой моторики рук, что в итоге приведет к повышению уровня развития речи.
Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Публикация «Аква-гимнастика: здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Передо мной встала задача найти интересные игры и подходы для развития мелкой моторики кисти и пальцев рук. Я нашла большое разнообразие пальчиковых игр и упражнений с предметами, с музыкальным сопровождением и без. Но особенно меня заинтересовала развивающая образовательная технология – Аква-гимнастика. Аква – гимнастика – это занимательные игры в воде.
В своей работе с детьми я поставила следующие задачи:
1. Познакомить детей с новым видом гимнастики, научить выполнять различные упражнения;
2. Повысить уровень развития мелкой моторики, мышления, внимания, памяти и связанной речи;
3. В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у детей развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.
А так как игры происходят в воде, а вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Такие игры являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. Вода в мине бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время игр и занятий в мини бассейне, от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут.
Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
«Пальчиковые игры и игры в воде» - это упражнения на знакомство с водой и ее свойствами, проговаривание стихов и чистоговорок с движениями инсценировка каких-либо рифмованных историй, сочинение сказок при помощи пальцев и различных мелких игрушек.
Опираясь на возрастные особенности детей мною были подобраны и разработаны комплексы игровых упражнений и игр (занятия с тактильными тренажерами (Су-Джок, воздушные шарики наполненные различными крупами) в воде; упражнения в мини-бассейне с водой и разными наполнителями (гидрогель, фасоль, кинетический песок, мелкие и крупные игрушки и камушки и др.); само-массаж кистей и пальцев рук в воде с природным, бросовым и подручным материалом (различные спринцовки, пипетки, прищепки, шнурки и др.).
Игровые тренажеры (предметы, используемые для игры) можно подбирать и использовать на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.
Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Игры проводились в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельной деятельности детей.
Работая со здоровьесберегающей технологией, была пополнена и расширена развивающая предметно-пространственная среда.
Для повышения уровня развития мелкой моторики рук был проведен мастер - класс для родителей «Аква-гимнастика, как средство развития мелкой моторики рук». Своим опытом работы с этой технологией делилась с коллегами на мастер-классе в рамках областного семинара-практикума «Игровые здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду».
Результатами внедрения Аква – гимнастики стало повышения количества детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки; дети освоили различные игры с водой; получили положительный эмоциональный заряд; у детей сформировались навыки планирования индивидуальной и коллективной работы; повысилось количество детей с высоким уровнем развития речи.