Татьяна Гунина
Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: театр, деятельность, речь, речевое общение.
Аннотация: В статье дается информация о том, как и каким образом театрализованная деятельность влияет на речь детей.
В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить. В связи с этим Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. считают, что средством формирования произвольного, осознанного поведения является речевое общение, включенное в деятельность ребенка, что дает определенную "точку опоры" для управления своим поведением. Первым шагом на этом пути может стать совместная с взрослым игра, которая является традиционным, признанным методом обучения и воспитания дошкольников. [ 6, с. 45]. В игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.
Публикация «Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Одним из первых тезис об игре как особом средстве воспитания выдвинул Ф. Фребель.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать внимание ученых. Появилась классификация детских игр, разработанная Новоселовой С. Л. В основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В этой классификации особое место занимают театрализованные игры.
По мнению Артемовой Л. В., театрализованные игры учат детей анализировать, развивают эмпатийные и эстетические способности. [ 3, с. 15 ]. Следовательно, именно в театрализованной деятельности у детей развиваются навыки речевого общения, так как общение без эмоций, мимики, жестов, слов невозможно.
Маханева М. Д. считает, что источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщая его к духовным ценностям является театрализованная деятельность. [ 12, с. 4 ] и отмечает, что театрализованная деятельность (игра) – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях. [ 12, с. 5 ].
Артемова Л. В. театрализованные игры подразделяет на группы: с одной стороны, режиссерские игры, а с другой – игры-драматизации. Итак, театрализованные игры, по мнению Артемовой Л. В., развивают по заранее подготовленному сценарию, который ведет за собой игру. А источником театрализованных игр является окружающий мир, который выступает в роле опоры для творчества педагога и детей. [ 3, с. 10 ].
Также в театрализованных играх дети упражняются в общении, входя в образ персонажа, используя мимику, жесты, слова, чувствуя себя раскованно, что развиваету них эмпатийные способности, выразительность речи.
Тем не менее, театрализованные игры носят и воспитательный характер - дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. [ 12, с. 9 ]. В том числе, общаясь со сверстниками и с взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения в ходе разговора, отмечают ошибки героев сказки, стараются быть послушными, внимательными, радовать окружающих.
Таким образом, для развития навыков, речевого общения необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях - всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки.
Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. [ 11, с. 22]
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000. – 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М., 2004. – 128 с.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 20 с.
4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до 6 лет. – М., 2004. – 120 с.
5. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 12. – С. 91-97.
6. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. – М., 2002. – 128 с.
7. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 2-6.
8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 25-28.
9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2002. – 416 с.