Лучший педагог года

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста

Марина Черкашина
Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Составители, учителя-логопеды: Черкашина М. П., Трофимова Т. В.

«Есть три ошибки в общении людей :

первая – это желание говорить прежде, чем нужно;

вторая - застенчивость, не говорить, когда это нужно;

третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем».

Конфуций

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых и сверстников. Процесс социализации также напрямую взаимосвязан с формированием у ребёнка навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.

Публикация «Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Общение является естественным и необходимым условием развития дошкольников, в процессе которого происходит накопление знаний, усвоение моральных норм и правил поведения, становление ценностей.

В дошкольном возрасте у детей происходит становление коммуникативных навыков и умений, изменяются мотивы и содержание общения.

Нарушения в развитии речи искажают ход естественного коммуникативно-речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте, приводят к появлению своеобразных коммуникативных нарушений. Это выражается в недостаточно адекватном использовании вербальных и невербальных средств общения, неумении начать и завершить разговор, слушать и понимать собеседника, эмоционально ему сопереживать. Для детей с речевыми нарушениями характерны не только трудности в актуализации и использовании речевых средств, но и нарушение коммуникативной функции в целом.

Для того, чтобы расположить детей на комфортное, продуктивное общение применяют демократический стиль общения с детьми и во всех играх, упражнениях становясь равным участником.

На начальном этапе основной целью являлось накопление и активизация средств коммуникации (обогащение словарного запаса и развитие словообразования)

Упражнение «Поменяйтесь местами» (образование сложных прилагательных).

Цель: развитие уважения к другим людям, развитие наблюдательности, умение видеть себя частью коллектива.

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. ( Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (светловолосые, те у кого карие глаза (кареглазые, у кого курносый нос) кто любит сладкое (сладкоежка)», «У кого длинные красивые волосы (длинноволосые)», «У кого короткая стрижка (коротко стриженные)» и так далее).

Упражнение «Вежливые слова» вводит правила поведения в коллективе.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Упражнение «Почему? А потому!»

Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, развивать навык употребления сложноподчиненных предложений.

Оснащение: фишки.

Ход игры:

Педагог приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:

- Почему кошка часто умывается?

- Может слон жить без хобота?

- А почему поезд не летает?

- Почему заяц грызет морковку? И др.

Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Упражнение «Опиши друга».

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану.

Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

Цепочка слов

Цель: развитие слухового внимания

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок справляется с заданием, он становится водящим. Слова: смолоть, замесить, выпечь

Сундучок

Цель: развитие слухового внимания

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

«Секрет»

Цель: умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми.

Содержание: ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка (пуговицу, брошку, бусинку и т. п., кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого, показать свой секрет.

Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции; уточняется собственный сенсорный и практический опыт ребенка, что благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Литература:

1. Дмитриевских Л. С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР. - Журнал «Логопед». - N2. - 2010- с. 14

2. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.

3. Душка Н. Д., Соколова Н. И. «Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста». - Журнал «Логопед». - N7. - 2011- с. 35.

4. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 156 с.

5. Кротова И. В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6-7 лет с ОНР. – Журнал «Логопед» - № 7. – 2010 – с. 6- 23.

6. Нетужилова О. С. Комплекс занятий по преодолению коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Череповец. - Изд-во ЧГУ. – 2011

Публикации по теме:

Теоретические основы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста Введение Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Владение богатством русского литературного.

Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстникамиФормирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения Игра «Подарки» Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются.

Консультация «Особенности формирования первоначальных вербальных коммуникативных навыков у детей раннего возраста с ЗРР» Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы.

Ознакомление детей дошкольного возраста с формами обращения при воспитании культуры речевого общения Наблюдая и анализируя общение детей группы, мы обратили внимание на культуру общения, формы обращения которые используют дети. Что и послужило.

Проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста В современных условиях развития российского общества успех каждого человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми.

Психологические игры для развития навыков общения у детей дошкольного возраста «Клубочек» (для детей с 4 лет) Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает.

Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста На страницах электронного периодического журнала «Познавательный» отмечалось, что в современном российском обществе на первый план выходит.

Сюжетно-ролевые игры как фактор формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах Аннотация Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей.

Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 15:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Черкашина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД