Марина Черкашина
Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Составители, учителя-логопеды: Черкашина М. П., Трофимова Т. В.
«Есть три ошибки в общении людей :
первая – это желание говорить прежде, чем нужно;
вторая - застенчивость, не говорить, когда это нужно;
третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем».
Конфуций
На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых и сверстников. Процесс социализации также напрямую взаимосвязан с формированием у ребёнка навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение является естественным и необходимым условием развития дошкольников, в процессе которого происходит накопление знаний, усвоение моральных норм и правил поведения, становление ценностей.
В дошкольном возрасте у детей происходит становление коммуникативных навыков и умений, изменяются мотивы и содержание общения.
Нарушения в развитии речи искажают ход естественного коммуникативно-речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте, приводят к появлению своеобразных коммуникативных нарушений. Это выражается в недостаточно адекватном использовании вербальных и невербальных средств общения, неумении начать и завершить разговор, слушать и понимать собеседника, эмоционально ему сопереживать. Для детей с речевыми нарушениями характерны не только трудности в актуализации и использовании речевых средств, но и нарушение коммуникативной функции в целом.
Для того, чтобы расположить детей на комфортное, продуктивное общение применяют демократический стиль общения с детьми и во всех играх, упражнениях становясь равным участником.
На начальном этапе основной целью являлось накопление и активизация средств коммуникации (обогащение словарного запаса и развитие словообразования)
Упражнение «Поменяйтесь местами» (образование сложных прилагательных).
Цель: развитие уважения к другим людям, развитие наблюдательности, умение видеть себя частью коллектива.
Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. ( Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (светловолосые, те у кого карие глаза (кареглазые, у кого курносый нос) кто любит сладкое (сладкоежка)», «У кого длинные красивые волосы (длинноволосые)», «У кого короткая стрижка (коротко стриженные)» и так далее).
Упражнение «Вежливые слова» вводит правила поведения в коллективе.
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).
Упражнение «Почему? А потому!»
Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, развивать навык употребления сложноподчиненных предложений.
Оснащение: фишки.
Ход игры:
Педагог приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:
- Почему кошка часто умывается?
- Может слон жить без хобота?
- А почему поезд не летает?
- Почему заяц грызет морковку? И др.
Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.
Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
Упражнение «Опиши друга».
Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану.
Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.
Цепочка слов
Цель: развитие слухового внимания
Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок справляется с заданием, он становится водящим. Слова: смолоть, замесить, выпечь
Сундучок
Цель: развитие слухового внимания
На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».
«Секрет»
Цель: умение находить общий язык со сверстниками, развивать добрые, тёплые отношения между детьми.
Содержание: ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка (пуговицу, брошку, бусинку и т. п., кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого, показать свой секрет.
Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции; уточняется собственный сенсорный и практический опыт ребенка, что благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Литература:
1. Дмитриевских Л. С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР. - Журнал «Логопед». - N2. - 2010- с. 14
2. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
3. Душка Н. Д., Соколова Н. И. «Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста». - Журнал «Логопед». - N7. - 2011- с. 35.
4. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 156 с.
5. Кротова И. В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6-7 лет с ОНР. – Журнал «Логопед» - № 7. – 2010 – с. 6- 23.
6. Нетужилова О. С. Комплекс занятий по преодолению коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Череповец. - Изд-во ЧГУ. – 2011