Починская Евгения
Театрализованная деятельность, как одна из форм развития лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
На мой взгляд, данная тема актуальна, поскольку мы наблюдаем рост количества дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Это расстройство характеризуется стойким отставанием в формировании всех компонентов языковой системы : фонетики, лексики и грамматики. И отличительной особенностью детей с общим недоразвитием речи является низкий уровень развития связной монологической и диалогической речи.
Публикация «Театрализованная деятельность, как одна из форм развития лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Связная речь детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, характеризуется следующими особенностями:
- наблюдается ограниченность активного словаря;
- диалогическая речь сформирована фрагментарно;
- допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций;
- дети с трудом рассказывают о событиях своей жизни;
- затрудняются пересказывать литературные произведения, плохо запоминают стихотворения;
- рассказ-описание практически не доступен.
Труднее всего дается таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации определило необходимость поиска новых форм работы. Одной из таких форм мною была выбрана театрализованная деятельность.
Почему мной была выбрана именно театрализованная деятельность?
ПОТОМУ, ЧТО В ней наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В ней формируется эмоционально насыщенная речь.
Направлена на развитие лексико-грамматического строя речи.
Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную-следственную обусловленность.
Способствует формированию и усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, интонация, модуляция голоса).
С целью всестороннего подхода к данной проблеме я определила алгоритм своей деятельности :
В начале года мной проводится обследование речи детей, в том числе и связной речи. Далее – обработка и анализ полученных данных. Это позволяет выявить проблемное поле и определить содержание и формы реализации театрализованной деятельности. Очень важно обеспечить детей достаточной речевой практикой в непосредственной образовательной деятельности. Театрализованная деятельность может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность. В моём опыте с детьми много время отводится на подготовку к праздникам, развлечениям : как разыграть сценку, как с выражением прочитать стихотворение и пр. И в этом случае важную роль играют дети, где они становятся "актёрами" для своих родителей.
Существует много видов театра, но в силу того, что у логопедов времени всегда недостаточно, мне пришлось выбрать только 2 вида театрализованной деятельности с детьми : это плоскостной театр, который я использую на занятиях по развитию связной речи для пересказов, составлении сказок на новый лад, для составления рассказов-описаний.
И очень любимая мною спектакли по произведениям разных авторов, по русским народным сказкам. Это вид деятельности стал в нашей группе уже традицией и каждый год мы организуем спектакли, в которых участвуют родители и что самое важное, задействованы все дети. Как для детей, так и для родителей – это запоминающееся мероприятие, в ходе которого, все без исключения, получают удовольствие и море положительных эмоций. Для педагогов же это большой опыт, который позволяет совершенствовать актёрское мастерство.
Самый сложный вид театра для детей – это игра-драматизация. Поэтому играм – драматизациям всегда предшествует трудоёмкая подготовительная работа.
Для того, чтобы ребёнок вышел на сцену и спектакль состоялся, учитель-логопед проводит работу по совершенствованию звукопроизношения, проводит игры по развитию интонационной выразительности речи, постоянно развивает лексико-грамматический строй языка, развивает диалогическую речь, совершенствует память, внимание, мышление, развивает элементарные навыки мимики и жестикуляции.
Я бы хотела обозначить круг учителя-логопеда в театрализованной деятельности именно в нашей группе: так сложилось, что между воспитателями и логопедом очень чётко распределены обязанности на подготовительном этапе.
Учитель-логопед выбирает литературное произведение, соответствующее возрасту детей, распределяет роли между детьми (причем, учитывая пожелания детей, разучивает текст и затем проводит репетиции с детьми.
Воспитатели дают детям представления о различных видах театра, тем самым вызывая интерес к театрально-игровой деятельности, знакомят детей с произведениями, побуждают детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя кукол; играют в театральные игры.
Ещё одним участником театрализованной деятельности является музыкальный руководитель, который осуществляет музыкальное сопровождение спектаклей.
Очень важным участником театрализованной деятельности в нашей группе являются родители воспитанников. Родители оказывают нам помощь в построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность в группе, активно помогают в подготовке к спектаклям: шьют костюмы для своих детей, изготавливают афиши и атрибуты и непосредственно участвуют в театрализованных мероприятиях.
Кроме театрализованной деятельности в ДОУ мы с нашими детками посещаем театры, ходим на спектакли детей других групп и приглашаем их в гости к нам, Взаимопосещения театрализованных постановок между группами – это один из наиболее эффективных способов повышения театрального мастерства как для детей, так и для педагогов.
В основе подготовки детей к театрализованным постановкам, инсценировкам, участию в спектаклях лежат театральные игры. Игровые ситуации, этюды, как правило, способствуют развитию у ребенка психических процессов — внимания, речи, воображения, памяти, интеллекта, являющиеся, по мнению Станиславского, основополагающими компонентами актерской деятельности.
Подводя итог вышесказанному, отмечу те результаты работы по данной теме, которые я наблюдаю непосредственно со своими воспитанниками. Благодаря организованной нами театральной деятельности
Всё то, что переживает и чувствует ребенок на сцене, остаётся ярким пятном в его памяти и накладывает положительный отпечаток на эмоциональную сферу ребенка.
Побывав в главной роли, ребёнок становится более уверенным в себе, повышается его самооценка.
Заученные высказывания персонажей входят в активный словарь детей, реплики героев расширяют пассивный словарь, что актуализирует лексико-грамматическую сторону речи.
И что, очень важно именно для учителя-логопеда, происходит автоматизация звуков в связной речи детей.
Таким образом, театрализованная деятельность становится одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка с общим недоразвитием речи. Использование театрализованной деятельности, как основной формы развития речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, способствует как развитию речи детей, так и их дальнейшей социализации.