Юлия Николаевна Л
Технология ТРИЗ в ДОУ. Использование кругов Луллия в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология ТРИЗ в ДОУ. Использование кругов Луллия в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ
Методическая разработка "Технология ТРИЗ в ДОУ. «Использование кругов Луллия в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда в ДОУ»[/b] Разработала:
Учитель-логопед Лысых Ю. Н.
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта. Г. С. Альтшуллер.
Паспорт многофункционального дидактического пособия «Круги Луллия»[/b] Цель:
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- Темочки
Развитие логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения и фантазии.
Задачи:
-формировать элементарные математические представления;
- систематизировать знания об окружающем мире
; - формировать умение свободно высказывать свои мысли; - обогатить словарный запас.
Описание пособия:
[/b]Дидактическое пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки,круги подвижны, они разделены на 8 секторов. В верхней части стержня устанавливается стрелка. На круги раскладываются карточки с картинками, объединенными определенной темой. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются сектора с картинками.
«Круги Луллия» можно использовать: При организации индивидуальной работы; в организованной игровой деятельности вне занятий; на занятиях (НОД) в качестве игровых упражнений и заданий; в самостоятельной игровой деятельности детей. Оборудование необходимое для проведения любой игры может применяться вариативно, т. к. все игры разработаны для многоцелевого использования.
Технологическая цепочка проведения игры:
1. Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам.
2. Постановка задачи.
3. Раскручивание кругов.
4. Познавательная деятельность детей.
5. Установка соответствия путём поворота кругов таким образом, чтобы под стрелкой расположились требуемые изображения.
6. Составление рассказа или формулировка ответа.
7. Рефлексия и подведение итогов.
Дети могут сами комбинировать задания, определять цели и правила, предлагать различные варианты развития игры.
Пояснительная записка
Проблема речи является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития не только творчества, но и развития речи детей является ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)
Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно. ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий. Методы и приёмы технологии направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей,речи дошкольников, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. Цель : - интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи: - развивать речь, творчество, воображение; - развивать мышление, память, внимание детей; - развивать художественно-эстетические навыки детей. - развивать познавательную активность; - воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты составления и решения задач; Одним из направлений ТРИЗ-технологии является дидактическая игра «Круги Луллия». Как учитель-логопед считаю необходимым предоставить более широкую возможность детям в овладении русским языком при помощи многофункциональной дидактической игры «Круги Луллия» , которую могут использовать в своей работе и воспитатели и специалисты психолого-педагогического сопровождения. "Круги Луллия"(волшебные, загадочные, чудесные кольца) Автором данной методики является Раймонд Луллий (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия). Он создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на равное количество секторов. Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях: На секторах рисунки, цифры, буквы и т. д. Они могут быть использованы в различной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, конструированию и т. д. Форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, и в индивидуальной работе с детьми. Для работы с детьми 4 -го года жизни целесообразно брать только два круга с 4 секторами; детям более старшего возраста предлагаются несколько кругов с большим количеством секторов.
Основная цель работы с Кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Пособие позволяет решать задачи:
- развивать познавательную активность;
-мелкую моторику и координацию движений рук;
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать внимание, речь, память, воображение,творчество;
-развитие связной речи
КОМПЛЕКС ИГР. [/b]
Дидактическая игра «Из чего состоит число»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: закрепить состав числа из двух меньших чисел.
Ход игры: На все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге, с помощью цифр на среднем и нижнем круге найти состав числа.
Дидактическая игра «Кто соседи?»
Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: учить называть последующее и предыдущее число.
Ход игры: На все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге, с помощью цифр на среднем и нижнем круге найти соседей выбранного числа.
Дидактическая игра «Найди фигуры»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.
Ход игры: На нижнее кольцо разложим изображения, состоящие их геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит. Дидактическая игра «Подбери цифру»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов.
Ход игры: Используем два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо раскладываем цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
Дидактическая игра «На что похоже?»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: учить детей соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Ход игры: Используем два круга. На нижний круг раскладываем предметные картинки, на средний - геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.
Дидактическая игра «Подбери нужный знак»
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: закрепить знание правил дорожного движения, знание дорожных знаков, учить размышлять.
Ход игры: Нижний круг – картинки с дорожными ситуациями.
Средний круг - картинки с дорожными знаками. Ребенок стрелкой выбирает картинку с дорожной ситуацией, описывает ее, вращает средний круг и выбирает знак, соответствующий ситуации.
Предлагаю Вашему вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия. Использование Кругов Луллия на логопедическом занятии позволяет решать следующие задачи:
- совершенствование артикуляционной моторики;
- автоматизация поставленных звуков в речи;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение и активизация словарного запаса;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- формирование структуры предложений;
- развитие связной речи дошкольников.
-Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики. Игра «Зарядка для язычка»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Совершенствование артикуляционных способностей.
Ход игры: На одном круге картинки с изображением артикуляционного упражнения, второй круг с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (качели, часики, маляр, грибок, заборчик, трубочка, блинчик, чашечка). Третий круг с цифрами для подсчета количества выполняемых упражнений. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте:
Игра: "Придумай слово"
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель игры: совершенствовать навык чтения слогов и слов.
Ход игры: Раскладываю на двух кругах слоги, третий круг картинки, нужно объединить слоги так, чтобы получилось слово.
Игра: «Сложи»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель игры : развитие фонематических процессов.
Ход игры : Раскладываю на одном круге буквы обозначающие согласные звуки, на другом гласные. Ребенок собирает названный логопедом слог и придумывает слово с этим слогом, сочетанием букв. (Б. О. – БОря, роБОт) Игра: «Слоготочки»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: слоговой анализ и синтез слов.
Ход игры : Выкладываю на одном круге разное количество точек, на другом предметные картинки. Предлагаю детям объединить точки с объектом, в названии которого такое же количество слогов.
Игра: «Звукарики»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: звуковой анализ слова.
Ход игры :На одном круге цветные фишки, на 2 круге звуковые схемы, на 3 круге предметные картинки. Нужно к картинке подобрать звуковую схему, то есть определить положение звука в слове и подобрать цветовую фишку. Игра: «Подбери звуковой домик»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: звуковой анализ слов.
Ход игры : На одном круге логопед выкладывает звуковые схемы слов, на другом предметные картинки. И предлагает объединить объекты с подходящими схемами. (зеленый, красный, синий, красный – лиса; синий, красный, синий, красный, синий-баран)
Игра «Раздели слово на слоги»[/b
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель:развитие слогового анализа и синтеза слов.
Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге слоговые схемы, на другом предметные картинки. Предлагает детям объединить схемы с объектом, в названии которого такое же количество слогов.
Игра «Что сколько стоит».
Цель: Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (цену).
Ход игры: Детям даются карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Ребенок выясняет, сколько стоит товар и соотносит стоимость с количеством рублей, которые нужно потратить на покупку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Использование современных технологий и методов в работе с детьми несомненно, интересное, творческое направление в педагогике. Круги Луллия - интересная и многофункциональная игра, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования. Анализируя результаты после некоторого времени постоянной работы с «Кругами Луллия», стало понятно, насколько они помогают реализовать все возможности детей, с учетом их психологических особенностей. Они с удовольствием выполняют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Подобранные задания, учат ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения. В практической деятельности метод работы с Кругами Луллия был бы интересен для педагогов разного профиля, будь то воспитатель, психолог или учитель-логопед. Каждый обязательно найдет свое направление в этом методе работы с детьми.