Юлия Надеждина
Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Поэтому введение театральной деятельности в теорию и практику художественно - эстетического воспитания и образования вызвано потребностью реализовать творческий потенциал ребнка, повысить уровень духовного развития личности.
Публикация «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Человек по своей сути существо интегративное, и жить ему приходится в интегрированном мире. Театральная деятельность в школе - универсальная образовательная модель, обеспечивающая интеграцию разных видов искусств в одной образной системе, урочную и внеурочную деятельность школьника, благодаря чему создаются возможности индивидуального проявления, выбора деятельности, выбора себя в искусстве, формирования универсальных способностей, интегрированных качеств личности и е социализации. Поэтому тему нашего проекта считаем актуальной.
Основная идея
Концепция развития театрального объединения в условиях новых стандартов имеет три основные части:
1. Концепция социализации в области театрального искусства для детей и юношества. Именно в театре ребнок, подросток может обрести и необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм); взаимопонимание в среде сверстников и взрослых людей; арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологии.
2. Концепция воспитания духовно-нравственной личности отражена в словах К. С. Станиславского, который утверждал, что при помощи занятий театральным искусством мы сможем воспитывать не только великого актра, но и, прежде всего, Человечного Человека. Именно театр способен сделать людей такими, какими они должны быть.
3. Концепция создания универсального театра путм совокупности всех выразительных средств, сочетающих в себе слово, жест, музыку, танец, вокал, декоративно-художественное оформление.
Цель образовательного процесса
Способствовать личностному росту школьников (нравственно-психологическому взрослению, привлечь внимание ребят к проблемам истории и современности, пробудить гражданскую активность средствами драматического и кукольного театра.
Задачи
1. Создание единого, постоянного действующего, плодотворного творческого коллектива.
2. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из воспитанников коллектива, независимо от особенностей его характера, социального положения методом дифференцированного подхода.
3. Психологическая реабилитация детей. Дать возможность не только раскрыться ребятам, но и ощутить на себе в полной мере альтруистический и гуманистический подход со стороны педагога, старших товарищей и сверстников.
4. Создание разного рода постановок, зрелищ, театрализаций, несущих добро, радость.
5. Активизация познавательных интересов, расширение кругозора учащихся, обогащение опыта детей через изучение литературных источников, Интернет-ресурсов для постановки спектакля, посещение театров, музеев.
6. Участие в районных смотрах школьных театров, создание видеофильмов, участие в выставках, фестивалях детского творчества для развития компетенций различных видов.
Шаги
- Выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка и дисциплины.
- Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
- Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.
- Создание продуктов деятельности.
- Обобщение опыта деятельности коллективов.
Организация театральных занятий
Основные виды деятельности, используемые при работе с учащимися:
-Театральная игра;
-Ритмопластика;
-Культура и техника речи;
- Основы театральной культуры;
-Создание спектакля.
Интегративные театральные постановки формируют личностные универсальные учебные действия, направленные на самоопределение, развитие Я-концепции, на формирование нравственных ценностей и идеологических взглядов на историю и современность, на воспитание этических норм. Спектакли, связанные с историей страны пробуждают патриотические чувства в душах ребят. Они начинают глубже понимать, какие беды несет война, почему человек жертвует собой во имя других, кого можно считать настоящим героем. Эмоциональное воздействие текста бывает сильным и серьзным, может повлиять на отношение ребнка к жизни, к миру, к людям.
Коммуникативная деятельность формируется на каждом этапе создания спектакля, начиная с организации творческой группы. При формировании такой команды необходимо учесть факторы взаимной совместимости и слаженности, доброжелательности и партнерства. На этапе планирования и постановки спектакля, деления на сцены и мизансцены, в ходе репетиций необходимо решить задачи смыслового чтения, оценивания поступков персонажей, понимания характеров героев, то есть формирование познавательных учебных действий.
Алгоритм работы с пьесой.
Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
Премьера спектакля.
Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
Повторные показы спектакля