Лучший педагог года

Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха

Зоя Иванова
Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха
▼ Скачать + Заказать документы

«Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха»

Руководитель инновационной площадки: заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Кэнчээри» Егорова Е. Е.

Участники инновационного проекта: педагоги, дети, родители детского сада №15 «Кэнчээри» с. Сайылык Кобяйского улуса

Публикация «Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха» размещена в разделах

Цели: Создание условий для плодотворной творческой деятельности педагогического коллектива на основе средств этнокультуры народа Саха.

Воспитание ребенка дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, посредством этнокультуры народа Саха.

Для реализации поставленных целей необходимо решить задачи:

1. Овладение педагогами средствами этнокультуры как инструмента развития ребенка.

2. Построение образовательного процесса основанного на активной познавательной творческой позиции детей с учетом их личных интересов.

3. Построение образовательной среды с опорой на ценности народа, уходящие в глубь веков.

4. Пробуждение в детях то, что было заложено предками: почитание природы (олонхо, фольклор, художественное творчество, музыка, уважение к людям мудрым и сильным

(спорт и физкультура, тяга ко всему прекрасному, (декоративно-прикладное искусство)

5. Способствовать развитию социально-личностных качеств, эмоциональной сферы каждого ребенка.

6. Одним из эффективных воздействий на воспитание любви к родному краю - создание краеведческого мини- музея «Саха бала5ана».

7. Привлечение образовательных учреждений села в образовательную среду для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха.

8. Главная задача проекта: сформировать систему прямого и заинтересованного сотрудничества родителей по раннему выявлению и развитию у детей индивидуальных способностей. Вводится в классическую программу воспитания детей в ДОУ комплексный системный подход с участием родителей и педагогов по выявлению задатков и личностному развитию способностей ребенка.

Эффективность реализации проекта:

• Системность и логическая последовательность проведения мероприятий по принципу от общего к частному.

• Заинтересованность всех участников проекта.

• Все мероприятия проекта подобраны с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей аудиторий.

• Задействованы все каналы восприятия информации.

• Имеется необходимая материально-техническая база, информационно- методическое и кадровое обеспечение.

• Системное информирование родителей, воспитателей и других участников проекта о времени, месте и цели проводимого мероприятия.

• Выдержка во времени.

Эффективность реализации проекта в целом предполагается оценить методом экспертных оценок и анкетирования педагогов, а также – в виде публикаций и участия в конкурсах разного уровня; результаты образования детей проведением внутреннего мониторинга и анкетирования родителей

Руководитель инновационной площадки: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Кэнчээри» Иванова З. А.

Участники инновационного проекта: педагоги, дети, родители детского сада №15»Кэнчээри»

В условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольных образовательных учреждений появилась необходимость проанализировать исходное состояние организации образовательной среды в нашем саду, как участникам республиканского проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе». Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Б. М. Теплов определил: Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития». На данном этапе развития системы образования создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка, раннее выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных и талантливых детей становится актуальной проблемой, поскольку от их решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательной творческой среды (принцип сочетания и реорганизации природных потенциалов и качеств ребенка под воздействием условий жизнедеятельности, средового воздействия и взаимодействия; культурно - ориентированный принцип, ценностный принцип, деятельностный принцип и принцип творческого развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста). Статистика фиксирует, что количество одарённых детей составляет 2-3 %, однако мы заявляем, что таких детей 80-90%, только выявлением их талантов пока еще не занимаются системно.

Основываясь на основных принципах стандарта дошкольного образования: полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития; индивидуализации дошкольного образования, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; учета этнокультурной ситуации развития детей, решили разработать инновационный проект с использованием средств этнокультуры народа Саха в современной образовательной среде. В. А. Сухомлинский говорил «Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах» Образовательная среда и содержание работы в ней учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что наш улус с преобладающим якутским населением этнокультурное воспитание наших воспитанников опирается на традиционную культуру якутского народа.

Вся деятельность пронизана идеей приобщения к традиционной культуре якутского образа жизни.

- родной язык, вера народа, знание своих корней, раскрывающихся в художественно- прикладном творчестве, в фольклоре народа;

- внутрисемейные и социальные отношения, нравы, обычаи;

- труд, традиционные виды деятельности, хозяйствоведение, ремесла и приобщение к ним;

- все виды игр.

В данной среде выделены:

- индивидуальная образовательная деятельность- комфортная деятельность по темпу, возможностям, интересам;

- систематическое целенаправленное наблюдение за развитием детей (заполнение индивидуальной карты ребенка по 10 основным блокам по направлениям деятельности.)

- Правильное, своевременное заполнение педагогом индивидуальной карты ребенка по итогам каждого этапа мониторинга (может не быть строгим по времени) – учет у детей только самых лучших результатов. (при заполнении Карты педагог учитывает и результаты наблюдений родителей ребенка.)

Становление личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности обеспечивается за счет решения задач:

- создания необходимых предпосылок для развития внутренней активности ребенка;

- предоставления каждому ребенку возможности самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

- введения стиля взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

- использования активных методов воздействия на личность.

В ФГОС ДО выделено, что развивающая предметно – развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной. Эти требования обеспечиваются организацией образовательной среды включающей студии:

- «Илии туппай» (раннее развитие)

- «Тыйаатыр алыптаах эйгэтэ» (театр)

- «Кустук» (художественное творчество)

- «Маннайгы хардыы» (проектная деятельность)

- «Ымыылар ыллыыллар» (музыка)

- «Обугэ оонньуулара» (физическое развитие)

- «Унугэс» (фольклор).

Наши педагоги активно используют:

- математическое развитие дошкольников Е. Колесниковой;

- проектный метод обучения;

- технологию оздоровления дошкольников С. Стрельниковой;

- клубно-студийные технологии;

-игровые технологии (развивающие игры Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, Блоки Дьенеша, Палочки Кьюзенера)

Содержание образовательной деятельности выстраивается на основе народного календаря. События и праздники по календарю являются основой для разворачивания совместной деятельности.

Январь – «Танха» месяц таинства и гаданий.

Февраль- месяц родного языка, Одун Хаан, дающего человеку силу слова и физическое совершенство.

Март –месяц олон, Дьоьогой Айыы, предка народа Саха, выживающего своим трудолюбием и умом.

Апрель - месяц Айыыьыт, пробуждающий в сердце человека священный огонь любви.

Май – месяц Иэйэхсит Айыы, дающий человеку творческие способности, эстетические вкусы

Июнь - месяц Национальный праздник ысыах

Июль - месяц здоровья и труда, «один день кормит всю зиму»

Август - месяц плодородия и урожая.

Сентябрь- Улуу Суорун Айыы, дающий человеку призвание.

Октябрь - месяц Хотой Айыы, объединяющий и сплачивающий народ.

Ноябрь - «Байанай» месяц охоты, наступления зимы.

Декабрь - «Билгэ Хаан», месяц сказки, былин и историй вечера волшебства.

А также ведем работу с организациями как с Детской школой искусств, с Домом детского творчества, Детской - юношеской спортивной школой по национальным видам спорта, Танаринской средней общеобразовательной школой имени И. Е. Левина и с объединением с. Сайылык «Фольклор туьулгэтэ» под руководством И. Н. Левиной.

Таким образом, созданные нами условия для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха, имеющийся опыт и традиции детского сада совпадают с положениями и требованиями ФГОС ДО.

А также ведем работу с организациями как с Детской школой искусств, с Домом детского творчества, Детской - юношеской спортивной школой по национальным видам спорта, Танаринской средней общеобразовательной школой имени И. Е. Левина и с объединением с. Сайылык «Фольклор туьулгэтэ» под руководством И. Н. Левиной.

Таким образом, созданные нами условия для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха, имеющийся опыт и традиции детского сада совпадают с положениями и требованиями ФГОС ДО.

Научные, учебно-методические разработки используемые для реализации программы:

1. Аммосова В. В. Оо саатын сайыннарыы. - Дьокуускай: Офсет, - 2006. - 48 с.

2. Аммосова ТП. Оскуола иннинээи саастаах оолорго математика. - Дьокуускай: Бичик, - 1995. - 104 с.

3. Аптаах холбуйачаан: Хоооннор, остуоруйалар, кэпсээннэр, таабырыннар. /хом. о. Кирова Г. А. - Дьокуускай: Бичик, -1999. - 224 с.

4. Афанасьев Л. А. оп-паа! - Дьокуускай, - 1994. - 64 с.

5. Баишева М. И., Григорьева А. А. Этнопедагогические воззрения народа саха на материале олохо. - Новосибирск, 2008. - 168 с.

6. Билии кэм уонна социальнай бииргэ лэлээин: соц. бииргэ лэлээиэ км пособие. / Саха Респ. рэин м-та;[хом. о. Е. П. Чехордуна, Д. Г. Ефимова]. - Дьокуускай : Офсет, 2006. - 32 с.

7. Васильева К. И., Алексеева А. П. Кэнчээри: оо садын иитээччилэригэр, трппттэргэ уонна пед. училище рэнээччилэригэр : хоооннор, кэпсээннэр, сценарийдар, ырыалар / К. И. Васильева, А. П. Алексеева; [худ. Е. Садовникова]. - Дьокуускай: Бичик, 2013. -104 с.

8. Ефимова, Д. Г., Александрова Н. П. Алгыстаах алаа : оо тэрилтэтин тас уонна ис ксттн дизайна / Д. Г. Ефимова; Н. П. Александрова; Саха Респ. рэин м-вота. - Дьокуускай : Компания "Дани Алмас", 2009. - 32 с. илл. (Олохо педагогиката).

9. Каратаев И. И. Оону чуолкайдык саарарга рэтии уонна грамотаа бэлэмнээин. -Дьокуускай: Бичик, 1993. - 134 с.

Константинова С. А. Сиэннэрим - сиэмэхтэрим /сб. Песен для детей дошкольного возраста Якутск, 2014 - 27 с.

10. Кун- дьыл эргииринэн кыра о5ону иитии – уорэтии: иитээччигэ уонна тороппуттэргэ аналлаах пособие/ Саха сирин министиэристибэтэ; / А. И. Сорокоумова уо. д. а. – Дьокуускай, 2011

11. Ого билии коруу- эйгэтигэр/Саха респ. уорэ5ин минист-та;/хомуйан онордулар С. С. Ю, А. С. Николаева, Т. И. Николаева уо. д. а. - Дь. 2011

12. Олонхоо иитэр гэстэр: трппккэ аналлаах кинигэ / Е. П. Чехордуна, Д. Г. Ефимова, В. В. Аммосова. - Дьокуускай: Бичик, 2012. - 37 с.

13. Олохо : эти-сиини эрчийии : оскуолаа киириэн иннинээи саастаах оо тэрилтэтин иитээччитигэр методическай хомуурунньук / Н. В. Чехордуна, А. С. Ефимова, Т. В. Старостина. -Дьокуускай : Дани Алмас, 2009. - 32 с ил.

14. Олохо оо урууйугар : иитээччигэ, трппккэ аналлаах пособие / Д. Г. Ефимова, В. В. Аммосова; Саха Респ. рэин м-вота. - Дьокуускай : Компания "Дани Алмас", 2007. - 36 с. ил.

15. Олохо ойуулаах тылдьыта / [тылдьыты оордулар В. ВАммосова, Н. И. Филиппова, Е. П. Чехордуна; худ. СЕ. Старостина, И. Ю. Пестряков]. - Дьокуускай : Якут. край, 2009. - 96 с.

16. Олохо педагогикатын оо садыгар олохтооун: (оо тэрилтэтигэр км пособие) / хомуйан оордулар: Д. ГЕфимова, С. С. Ю. научнай салай. : Е. П. Чехордуна, Сыанабылы биэрдилэр: Н. И. Филиппова, Л. В. Попова, А. С. Николаева. - Дьокуускай: Бичик, 2013. - 120с - (Олохо педагогиката).

17. Олохо педагогикатын трттэрэ / Е. П. Чехордуна, (салайааччы, Н. И. Филиппова, Д. ГЕфимова, Н. П. Карпова Саха Респ. Фед. гос. науч. тэрилтэ "Саха Респ. нац. оскуолаларын ин-та". - Дьокуускай : Компания "Дани Алмас", 2010. - 248 с.

18. Олохо эйгэтин оонньуурдара: (кинигэ альбом) / Олохо уон сылын бэлэмнээн ыытыыга СР нац. тэрийэр комитета, СР министерствота, СР нац. оксчинч. науч. ин-т; [хом. о. В. ВАммосова, хаарт. тэрдэ И. ПАлексеев]. - Дьокуускай - Дани Алмас, 2014. - 40 с. (олохо педагогиката).

19. Олохо: куукула тааа : каталог / [ хомуйан оордулар: В. ВАммосова, Д. Г. Ефимова ; киирии тылы суруйда АН. Жирков; Научнай салайааччылар: Н. И. Филиппова, Е. П. Чехордуна; куукула тааын оордо Д. П. Дмитриева]. - Дьокуускай : Бичик, 2012. - 48 с.

20. с хооонноро «Пословицы и поговорки» Proverbs and saings /хом. оордо Е. Н. Попова. Дьокуускай: Бичик, - 2012. - 48 с.

21. Пахомова КА Чугдаар кмс чуораанчык. Дьокуускай, 1993. - 32 с.

22. Практическое руководство для разработчиков учебно-методического комплекса ДОУ / Д. Г. Ефимова, Ю. И. Трофимова, В. М. Петрова; М-во образования РС (Я, Тдрт омуктар оскуолаларын чинчийэр ин-т. - Якутск: Офсет, 2006. - 24с

23. Саввина М. Н. Тулалыыр эйгэни билииннэрии уонна оо тылын сайыннарыы. Дьокуускай, 1992. - 80 с.

27 Сосин Т. М. Кн-дьыл билгэтэ. Дьокуускай: Бичик, 2010. - 64 с.

28. Стандарты индивидуальной оценки физического развития детей в возрасте от рождения до семи лет РС (Я) : методические указания /сост. Захарова Н. М. ,

29. Тэрис Итээл тылдьыта. Дьокуускай: Бичик, - 2012. - 128 с - (Айыы суолунан).

30. Федоров АС. Саха трт оонньуулара. Дьокуускай: Бичик, - 2011. - 96 с

31. Федоров И. Г., Васильев П. К. бгэбит олоо-дьааа: ойуулаах тылдьыт=. Уклад жизни народа саха : иллюстрированный словарь [Нь. Е. Ябловская ойуулара]. Дьокуускай: Бичик, - 2012. -128 с, илл.

32. Чехордуна Е. П. Олохо дойдута. - Дьокуускай: Бичик. - 2000, 32 с.

33. Чехордуна Е. П., Иванова Е. П. Олохо дойдута. - Дьокуускай: Бичик. - 2005. - 72 с.

34. Чехордуна Е. П., Ефимова Д. Г. Ыыаы тэрийии : оо тэрилтэтин уонна алын сх оскуола лэиттэригэр метод. сбэ / Е. П. Чехордуна, Д. Г. Ефимова ; [тылбаасчыт Унарова В. Я. ] «Саха Респ. нац. оскуолаларын чиничйэр науч. ин-т» Федер. гос. науч. тэрилтэ. - Дьокуускай, 2011. - 16 с.

Публикации по теме:

Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

Создание условий для полноценного развития дошкольников с ОНР 5–7 лет в соответствии с ФГОССоздание условий для полноценного развития дошкольников с ОНР 5–7 лет в соответствии с ФГОС Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между.

Детский проект «Чорон — кубок народа Саха»Детский проект «Чорон — кубок народа Саха» адачи: 1. Знакомство с чороном (размер, форма, материал, внешний вид) 2. Узнать историю чоронов музея с. Абый. 3. Развивать творчество,.

Создание условий для познавательного развития детей через элементарное экспериментирование Тема: \r\nСоздание условий для познавательного развития детей через элементарное экспериментирование. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз.

Создание благоприятных условий для развития детей посредством дополнительного образования «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский/ По данным различных исследователей в настоящее время.

Кружковая работа — приобщение старших дошкольников к культуре народа саха посредством якутских настольных игр Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребенок может успешно учиться. Якутские настольные игры – гуманные.

Самоотчет «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» МБДОУ Д/С №9 Воспитатель 2-ой младшей группы «Солнышко» Савина Лилия Энверовна. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие.

Семинар-практикум «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования» Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ «Индивидуально - дифференцированный подход в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста» Такаева Ларина Рафаиловна, На.

Статья «Создание условий для развития дошкольников в летний период» Создание условий для развития дошкольников в летний период Лето – время активного отдыха, развлечений и маленьких открытий, особенно для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 05:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД