Зоя Иванова
Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха»
Руководитель инновационной площадки: заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Кэнчээри» Егорова Е. Е.
Участники инновационного проекта: педагоги, дети, родители детского сада №15 «Кэнчээри» с. Сайылык Кобяйского улуса
Публикация «Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
Цели: Создание условий для плодотворной творческой деятельности педагогического коллектива на основе средств этнокультуры народа Саха.
Воспитание ребенка дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, посредством этнокультуры народа Саха.
Для реализации поставленных целей необходимо решить задачи:
1. Овладение педагогами средствами этнокультуры как инструмента развития ребенка.
2. Построение образовательного процесса основанного на активной познавательной творческой позиции детей с учетом их личных интересов.
3. Построение образовательной среды с опорой на ценности народа, уходящие в глубь веков.
4. Пробуждение в детях то, что было заложено предками: почитание природы (олонхо, фольклор, художественное творчество, музыка, уважение к людям мудрым и сильным
(спорт и физкультура, тяга ко всему прекрасному, (декоративно-прикладное искусство)
5. Способствовать развитию социально-личностных качеств, эмоциональной сферы каждого ребенка.
6. Одним из эффективных воздействий на воспитание любви к родному краю - создание краеведческого мини- музея «Саха бала5ана».
7. Привлечение образовательных учреждений села в образовательную среду для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха.
8. Главная задача проекта: сформировать систему прямого и заинтересованного сотрудничества родителей по раннему выявлению и развитию у детей индивидуальных способностей. Вводится в классическую программу воспитания детей в ДОУ комплексный системный подход с участием родителей и педагогов по выявлению задатков и личностному развитию способностей ребенка.
Эффективность реализации проекта:
• Системность и логическая последовательность проведения мероприятий по принципу от общего к частному.
• Заинтересованность всех участников проекта.
• Все мероприятия проекта подобраны с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей аудиторий.
• Задействованы все каналы восприятия информации.
• Имеется необходимая материально-техническая база, информационно- методическое и кадровое обеспечение.
• Системное информирование родителей, воспитателей и других участников проекта о времени, месте и цели проводимого мероприятия.
• Выдержка во времени.
Эффективность реализации проекта в целом предполагается оценить методом экспертных оценок и анкетирования педагогов, а также – в виде публикаций и участия в конкурсах разного уровня; результаты образования детей проведением внутреннего мониторинга и анкетирования родителей
Руководитель инновационной площадки: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Кэнчээри» Иванова З. А.
Участники инновационного проекта: педагоги, дети, родители детского сада №15»Кэнчээри»
В условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольных образовательных учреждений появилась необходимость проанализировать исходное состояние организации образовательной среды в нашем саду, как участникам республиканского проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе». Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Б. М. Теплов определил: Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития». На данном этапе развития системы образования создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка, раннее выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных и талантливых детей становится актуальной проблемой, поскольку от их решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательной творческой среды (принцип сочетания и реорганизации природных потенциалов и качеств ребенка под воздействием условий жизнедеятельности, средового воздействия и взаимодействия; культурно - ориентированный принцип, ценностный принцип, деятельностный принцип и принцип творческого развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста). Статистика фиксирует, что количество одарённых детей составляет 2-3 %, однако мы заявляем, что таких детей 80-90%, только выявлением их талантов пока еще не занимаются системно.
Основываясь на основных принципах стандарта дошкольного образования: полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития; индивидуализации дошкольного образования, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; учета этнокультурной ситуации развития детей, решили разработать инновационный проект с использованием средств этнокультуры народа Саха в современной образовательной среде. В. А. Сухомлинский говорил «Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах» Образовательная среда и содержание работы в ней учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Учитывая тот факт, что наш улус с преобладающим якутским населением этнокультурное воспитание наших воспитанников опирается на традиционную культуру якутского народа.
Вся деятельность пронизана идеей приобщения к традиционной культуре якутского образа жизни.
- родной язык, вера народа, знание своих корней, раскрывающихся в художественно- прикладном творчестве, в фольклоре народа;
- внутрисемейные и социальные отношения, нравы, обычаи;
- труд, традиционные виды деятельности, хозяйствоведение, ремесла и приобщение к ним;
- все виды игр.
В данной среде выделены:
- индивидуальная образовательная деятельность- комфортная деятельность по темпу, возможностям, интересам;
- систематическое целенаправленное наблюдение за развитием детей (заполнение индивидуальной карты ребенка по 10 основным блокам по направлениям деятельности.)
- Правильное, своевременное заполнение педагогом индивидуальной карты ребенка по итогам каждого этапа мониторинга (может не быть строгим по времени) – учет у детей только самых лучших результатов. (при заполнении Карты педагог учитывает и результаты наблюдений родителей ребенка.)
Становление личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности обеспечивается за счет решения задач:
- создания необходимых предпосылок для развития внутренней активности ребенка;
- предоставления каждому ребенку возможности самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
- введения стиля взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
- использования активных методов воздействия на личность.
В ФГОС ДО выделено, что развивающая предметно – развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной. Эти требования обеспечиваются организацией образовательной среды включающей студии:
- «Илии туппай» (раннее развитие)
- «Тыйаатыр алыптаах эйгэтэ» (театр)
- «Кустук» (художественное творчество)
- «Маннайгы хардыы» (проектная деятельность)
- «Ымыылар ыллыыллар» (музыка)
- «Обугэ оонньуулара» (физическое развитие)
- «Унугэс» (фольклор).
Наши педагоги активно используют:
- математическое развитие дошкольников Е. Колесниковой;
- проектный метод обучения;
- технологию оздоровления дошкольников С. Стрельниковой;
- клубно-студийные технологии;
-игровые технологии (развивающие игры Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, Блоки Дьенеша, Палочки Кьюзенера)
Содержание образовательной деятельности выстраивается на основе народного календаря. События и праздники по календарю являются основой для разворачивания совместной деятельности.
Январь – «Танха» месяц таинства и гаданий.
Февраль- месяц родного языка, Одун Хаан, дающего человеку силу слова и физическое совершенство.
Март –месяц олон, Дьоьогой Айыы, предка народа Саха, выживающего своим трудолюбием и умом.
Апрель - месяц Айыыьыт, пробуждающий в сердце человека священный огонь любви.
Май – месяц Иэйэхсит Айыы, дающий человеку творческие способности, эстетические вкусы
Июнь - месяц Национальный праздник ысыах
Июль - месяц здоровья и труда, «один день кормит всю зиму»
Август - месяц плодородия и урожая.
Сентябрь- Улуу Суорун Айыы, дающий человеку призвание.
Октябрь - месяц Хотой Айыы, объединяющий и сплачивающий народ.
Ноябрь - «Байанай» месяц охоты, наступления зимы.
Декабрь - «Билгэ Хаан», месяц сказки, былин и историй вечера волшебства.
А также ведем работу с организациями как с Детской школой искусств, с Домом детского творчества, Детской - юношеской спортивной школой по национальным видам спорта, Танаринской средней общеобразовательной школой имени И. Е. Левина и с объединением с. Сайылык «Фольклор туьулгэтэ» под руководством И. Н. Левиной.
Таким образом, созданные нами условия для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха, имеющийся опыт и традиции детского сада совпадают с положениями и требованиями ФГОС ДО.
А также ведем работу с организациями как с Детской школой искусств, с Домом детского творчества, Детской - юношеской спортивной школой по национальным видам спорта, Танаринской средней общеобразовательной школой имени И. Е. Левина и с объединением с. Сайылык «Фольклор туьулгэтэ» под руководством И. Н. Левиной.
Таким образом, созданные нами условия для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха, имеющийся опыт и традиции детского сада совпадают с положениями и требованиями ФГОС ДО.
Научные, учебно-методические разработки используемые для реализации программы:
1. Аммосова В. В. Оо саатын сайыннарыы. - Дьокуускай: Офсет, - 2006. - 48 с.
2. Аммосова ТП. Оскуола иннинээи саастаах оолорго математика. - Дьокуускай: Бичик, - 1995. - 104 с.
3. Аптаах холбуйачаан: Хоооннор, остуоруйалар, кэпсээннэр, таабырыннар. /хом. о. Кирова Г. А. - Дьокуускай: Бичик, -1999. - 224 с.
4. Афанасьев Л. А. оп-паа! - Дьокуускай, - 1994. - 64 с.
5. Баишева М. И., Григорьева А. А. Этнопедагогические воззрения народа саха на материале олохо. - Новосибирск, 2008. - 168 с.
6. Билии кэм уонна социальнай бииргэ лэлээин: соц. бииргэ лэлээиэ км пособие. / Саха Респ. рэин м-та;[хом. о. Е. П. Чехордуна, Д. Г. Ефимова]. - Дьокуускай : Офсет, 2006. - 32 с.
7. Васильева К. И., Алексеева А. П. Кэнчээри: оо садын иитээччилэригэр, трппттэргэ уонна пед. училище рэнээччилэригэр : хоооннор, кэпсээннэр, сценарийдар, ырыалар / К. И. Васильева, А. П. Алексеева; [худ. Е. Садовникова]. - Дьокуускай: Бичик, 2013. -104 с.
8. Ефимова, Д. Г., Александрова Н. П. Алгыстаах алаа : оо тэрилтэтин тас уонна ис ксттн дизайна / Д. Г. Ефимова; Н. П. Александрова; Саха Респ. рэин м-вота. - Дьокуускай : Компания "Дани Алмас", 2009. - 32 с. илл. (Олохо педагогиката).
9. Каратаев И. И. Оону чуолкайдык саарарга рэтии уонна грамотаа бэлэмнээин. -Дьокуускай: Бичик, 1993. - 134 с.
Константинова С. А. Сиэннэрим - сиэмэхтэрим /сб. Песен для детей дошкольного возраста Якутск, 2014 - 27 с.
10. Кун- дьыл эргииринэн кыра о5ону иитии – уорэтии: иитээччигэ уонна тороппуттэргэ аналлаах пособие/ Саха сирин министиэристибэтэ; / А. И. Сорокоумова уо. д. а. – Дьокуускай, 2011
11. Ого билии коруу- эйгэтигэр/Саха респ. уорэ5ин минист-та;/хомуйан онордулар С. С. Ю, А. С. Николаева, Т. И. Николаева уо. д. а. - Дь. 2011
12. Олонхоо иитэр гэстэр: трппккэ аналлаах кинигэ / Е. П. Чехордуна, Д. Г. Ефимова, В. В. Аммосова. - Дьокуускай: Бичик, 2012. - 37 с.
13. Олохо : эти-сиини эрчийии : оскуолаа киириэн иннинээи саастаах оо тэрилтэтин иитээччитигэр методическай хомуурунньук / Н. В. Чехордуна, А. С. Ефимова, Т. В. Старостина. -Дьокуускай : Дани Алмас, 2009. - 32 с ил.
14. Олохо оо урууйугар : иитээччигэ, трппккэ аналлаах пособие / Д. Г. Ефимова, В. В. Аммосова; Саха Респ. рэин м-вота. - Дьокуускай : Компания "Дани Алмас", 2007. - 36 с. ил.
15. Олохо ойуулаах тылдьыта / [тылдьыты оордулар В. ВАммосова, Н. И. Филиппова, Е. П. Чехордуна; худ. СЕ. Старостина, И. Ю. Пестряков]. - Дьокуускай : Якут. край, 2009. - 96 с.
16. Олохо педагогикатын оо садыгар олохтооун: (оо тэрилтэтигэр км пособие) / хомуйан оордулар: Д. ГЕфимова, С. С. Ю. научнай салай. : Е. П. Чехордуна, Сыанабылы биэрдилэр: Н. И. Филиппова, Л. В. Попова, А. С. Николаева. - Дьокуускай: Бичик, 2013. - 120с - (Олохо педагогиката).
17. Олохо педагогикатын трттэрэ / Е. П. Чехордуна, (салайааччы, Н. И. Филиппова, Д. ГЕфимова, Н. П. Карпова Саха Респ. Фед. гос. науч. тэрилтэ "Саха Респ. нац. оскуолаларын ин-та". - Дьокуускай : Компания "Дани Алмас", 2010. - 248 с.
18. Олохо эйгэтин оонньуурдара: (кинигэ альбом) / Олохо уон сылын бэлэмнээн ыытыыга СР нац. тэрийэр комитета, СР министерствота, СР нац. оксчинч. науч. ин-т; [хом. о. В. ВАммосова, хаарт. тэрдэ И. ПАлексеев]. - Дьокуускай - Дани Алмас, 2014. - 40 с. (олохо педагогиката).
19. Олохо: куукула тааа : каталог / [ хомуйан оордулар: В. ВАммосова, Д. Г. Ефимова ; киирии тылы суруйда АН. Жирков; Научнай салайааччылар: Н. И. Филиппова, Е. П. Чехордуна; куукула тааын оордо Д. П. Дмитриева]. - Дьокуускай : Бичик, 2012. - 48 с.
20. с хооонноро «Пословицы и поговорки» Proverbs and saings /хом. оордо Е. Н. Попова. Дьокуускай: Бичик, - 2012. - 48 с.
21. Пахомова КА Чугдаар кмс чуораанчык. Дьокуускай, 1993. - 32 с.
22. Практическое руководство для разработчиков учебно-методического комплекса ДОУ / Д. Г. Ефимова, Ю. И. Трофимова, В. М. Петрова; М-во образования РС (Я, Тдрт омуктар оскуолаларын чинчийэр ин-т. - Якутск: Офсет, 2006. - 24с
23. Саввина М. Н. Тулалыыр эйгэни билииннэрии уонна оо тылын сайыннарыы. Дьокуускай, 1992. - 80 с.
27 Сосин Т. М. Кн-дьыл билгэтэ. Дьокуускай: Бичик, 2010. - 64 с.
28. Стандарты индивидуальной оценки физического развития детей в возрасте от рождения до семи лет РС (Я) : методические указания /сост. Захарова Н. М. ,
29. Тэрис Итээл тылдьыта. Дьокуускай: Бичик, - 2012. - 128 с - (Айыы суолунан).
30. Федоров АС. Саха трт оонньуулара. Дьокуускай: Бичик, - 2011. - 96 с
31. Федоров И. Г., Васильев П. К. бгэбит олоо-дьааа: ойуулаах тылдьыт=. Уклад жизни народа саха : иллюстрированный словарь [Нь. Е. Ябловская ойуулара]. Дьокуускай: Бичик, - 2012. -128 с, илл.
32. Чехордуна Е. П. Олохо дойдута. - Дьокуускай: Бичик. - 2000, 32 с.
33. Чехордуна Е. П., Иванова Е. П. Олохо дойдута. - Дьокуускай: Бичик. - 2005. - 72 с.
34. Чехордуна Е. П., Ефимова Д. Г. Ыыаы тэрийии : оо тэрилтэтин уонна алын сх оскуола лэиттэригэр метод. сбэ / Е. П. Чехордуна, Д. Г. Ефимова ; [тылбаасчыт Унарова В. Я. ] «Саха Респ. нац. оскуолаларын чиничйэр науч. ин-т» Федер. гос. науч. тэрилтэ. - Дьокуускай, 2011. - 16 с.