Анастасия Вербицкая
Семинар-практикум «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
На тему: «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования технологии сказкотерапии»
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использование метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ; активизация знаний педагогов ДОУ по созданию благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования технологии сказкотерапии.
Публикация «Семинар-практикум „Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи:
1. Обучить воспитателей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью укрепления его психологического здоровья и развития творческих способностей;
2. Разработка рекомендаций для воспитателей и передача собственного опыта применения сказкотерапии;
3. Установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.
Мое педагогическое кредо: содействовать становлению ребёнка как личности.
Подготовительный этап: разрабатывала план-конспект семинара-практикума, продумывала вопросы, условия проведения.
Ход семинара-практикума
Вводное слово.
Уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю подробнее рассмотреть тему моей углубленной работы.
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее.
Джанни Родари
Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
В ДОУ сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой - основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п., научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.
Теоретическая часть.
В научно - педагогической литературе сказкотерапия – это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказами).
Сказкотерапия в моем понимании– это:
Совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими;
Процесс активизации ресурсов потенциала личности;
Процесс экологического образования и воспитания ребенка;
Процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас.
Цель использования в работе метода сказкотерапии: активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Задачи:
Создать условия для творческого воображения, оригинальности мышления.
Стимулировать творческое самовыражение.
Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда не вытащить и рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки).
Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:
1. Дидактические (в форме учебного задания).
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) сказки о животных; бытовые сказки; страшные сказки;волшебные сказки.
Наиболее сложный этап в формировании благотворных условий для духовного роста личности дошкольника через использование сказкотерапии – подбор необходимого литературно-художественного материала.
Принципы подбора сказок: Сказки не должны слишком длинными, в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи, главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности. Можно использовать игру в сказки :
Игра «Пазл». Попросите ребенка собрать «рассыпавшуюся картинку» и отгадать, из какой она сказки. Потом можно снова рассказать сказку, опираясь только на изображенный фрагмент знакомой сказки.
Игра «Театр на столе». вместе воспроизводим содержание сказки, опираясь на иллюстрации. В конце можно предложить ребенку рассказать сказку своим друзьям или членам семьи.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит:
1. Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!"
2. Основную часть, где педагог рассказывает детям новую сказку, использует разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки) Резюмирование Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель подводит итоги занятия.
3. Ритуал «выхода из сказки».
Работа со сказкой имеет различные формы : чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое
Все произведения, предлагаемые для драматизаций, с целью создания благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования технологии сказкотерапии условно можно разделить на 5 циклов:
1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить («Кот, петух и лиса», «Теремок», «Под грибом» и т. д.).
2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям («Петушок и бобовое зернышко», «Курочка Ряба», «Гуси – лебеди», «Кошкин дом» и тд.).
3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло («Морозко», «Колобок» и др.).
4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого («Заюшкина избушка», «Айболит» и др.).
5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты («Заяц - Хваста», «Маша и медведь» и др.).
Практическая часть.
Задание 1. Блиц-опрос по теме семинара-практикума
Какие виды сказок имеют сказкотерапевтическое воздействие?
Какова структура сказкотерапевтического занятия?
Назовите методы работы по сказкам, которые широко и разнопланово позволяют использовать полюбившиеся детям тексты? (пальчиковый театр, изготовление кукол, игры-драматизации, сказки по рисункам и т. д.).
Назовите сказки, которые акцентируются на различных нравственных качествах? ( Например: сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»); сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»); сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»); сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»)
Задание 2. Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку. Затем обсуждение.
Подведение итогов семинара-практикума.
Уважаемые педагоги! В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале сказок в детском возрасте. Сказкотерапия интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через сказкотерапию проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.