Анна Тортумашева
Создание благоприятных условий для развития детей посредством дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей
и дарований детей
– на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский/
По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. По наблюдениям педагогов и психологов дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения.
Публикация «Создание благоприятных условий для развития детей посредством дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.
У кого-то моторика развита в соответствии с возрастом, а кто-то вообще с трудом шевелит пальцами, особенно дети имеющие родовые травмы и определенные диагнозы. В младшем дошкольном возрасте еще нельзя выявить детей с ОВЗ, но есть те, у кого уже имеется тот или иной диагноз.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.
Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, реализуемые через кружковую работу, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мы стараемся создать условия для равных стартовых возможностей каждого ребёнка.
Предметно - пространтвенная среда детского сада обогащается засчёт поделок детей и родителей, через совместное участие в групповых конкурсах, а так же участие детей и родителей в проектах.
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю, мы привлекаем родителей. которые помогают нам приобрести необходимый материал для поделок. Ведь ребёнку интересно, возвращаясь из детского сада, пройтись с мамой или папой по парку, собрать для поделок осенние листья, шишки, или дома вместе с бабушкой раскрасить гуашью опилки, макароны и т. д
Целенаправленная и систематическая работа нашего кружка "Умелые ручки" направлена на развитие мелкой моторики у детей младшего возраста и способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Мы мастерим поделки из крупы, зернобобовых, семечек; используем различные виды бумаги для аппликации и конструирования, яичную скорлупу, вату, бросовый материал и т. д.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения кружковой работы, позволят детям почувствовать свою успешность. Ведь перед глазами родителей и детей в приёмной всегда оформлена выставка с результатами детского творчества.
Организация проектов: "Пластилиновые фантазии", "Народная игрушка" - Матрёшка, "Новогодняя маска", "Осень в Абазе" позволили привлечь к изготовлению различных поделок родителей и детей. Работы были использованы для выставки в приёмной, а затем и выставке на лестничных пролётах детского сада для всех детей и родителей. Большинство семей нашей группы проявили самое активное участие в данных проектах, с удовольствием занимаясь с детьми дома. Воспитатели подсказывали, как лучше сделать поделки, устраивая для родителей мини - мастер - классы прямо в приёмной вечером. На стендах вывешивали памятки и консультации, как заниматься с детьми дома, о развитии мелкой моторики у детей, о пользе работы с пластилином и т. д.
Таким образом, подводя итог работы кружка за отчетный период, можно утверждать, что благодаря кружковой работе, у детей сформировались такие качества как:
* точность
* согласованность движений кистей рук,
* ловкость движений пальцев,
* аккуратность, внимательность, творчество, мышление.
Изготовление различных поделок стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
* активизируются мыслительные процессы.
Дети получили дипломы за участие, никто не остался незамеченным!
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце года показала, что пальцы детей стали более подвижными и послушными, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей. Интерес детей к продуктивной деятельности увеличился, они с желанием бегут на занятия кружка "Умелые ручки". И родители тоже проявляют свою заинтересованность.
Кружковая работа положительно сказалась на формировании взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляло им радость, было полезно и увлекательно для дошкольников.
Литература
1. И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей";
2. А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;
3. Журнал «Дошкольное воспитание».