ларина такаева
Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Индивидуально - дифференцированный подход в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Такаева Ларина Рафаиловна,
На протяжении последних лет индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола остается актуальным, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку в программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» разработано недостаточно.
Публикация «Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ» размещена в разделах
Многие ученые (И. С. Кон, И. К. Кузнецова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Т. А. Репина) полагают, что особенности воспитания в настоящее время являются неблагоприятными для процесса полоролевой социализации мальчиков. Один из таких неблагоприятных факторов – феминизация воспитательного процесса. В настоящее время воспитательный процесс, как в школе, так и в детском саду преимущественно осуществляется женщинами, причем часто дополняется феминизацией воспитания в семье, поскольку из года в год растет количество неполных семей, в которых детей воспитывают одни матери. Другой неблагоприятный фактор - размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, - это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Контингент воспитанников в моей группе в целом социально благополучный. Большая часть семей имеет одного или двух детей, но имеются и неполные семьи (35%). Однако взрослые не могут уделять должного внимания детям в силу своей занятости, либо в силу своей педагогической непросвещенности. Проведенное мной анкетирование это подтвердило: значительная часть родителей (64%) не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (36%) знают, как это делать. А как быть с остальными? Очевидно, что встал вопрос о необходимости активного привлечения родителей к гендерному воспитанию детей.
На современном этапе развития дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа ДОУ ставят перед педагогами важную задачу – перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества.
Период дошкольного детства – важный период приобретения мужской и женской идентичности. Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил: «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».
Гендерное воспитание в ДОУ должно строиться с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий специалистов, воспитателей и родителей.
В структуру каждого занятия включаю гендерное приветствие и про-щание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т. д.).
В работе использую игровые упражнения, проблемные ситуации, беседы, тестовые задания, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет», «Мужской и женский поступок», «Моя семья» и т. д).
Предлагаю вам ознакомиться со своей системой работы по гендерному воспитанию, которая пронизывает все направления развития ребенка-дошкольника.
Организация среды и занятий социально-коммуникативной направленности:
Большую роль в процессе гендерной социализации я отвожу созданию полоразвивающего и социокультурного пространства группы, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
При совместном воспитании детей очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организации совместных игр, в процессе которых дошкольники могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом могут быть построены театрализованные игры, игры-тренинги, игры-ситуации.
Организация предметно – развивающей среды является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед девочками и мальчиками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. При организации предметно – развивающей среды необходимо учитывать, что:
-в совместной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание:
- игровой материал и ролевая атрибутика должны быть привлекательны дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского;
- различие игрушек для девочек и мальчиков.
Важную роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчики могут выполнять тяжелую работу, а девочки украшать постройки и после этого совместно играть.
Также при подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики еще не совсем могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Мальчики младшего дошкольного возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя какую-то роль, если возьмут соответствующие атрибуты. Девочки, играя в «дочки-матери» используют посуду, которую видят дома. Также в игровом уголке находится раковина с краном, стол, стулья или кресло, полотенце для вытирания посуды и т. д.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
Организация занятий познавательной и речевой направленности:
Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Дети должны постоянно получать знания и разнообразные впечатления об окружающей действительности. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).
Необходимо рассказывать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап, помочь осознать их значимость в семье). Детям очень запомнился рассказ о металлургах, о нелегкой, но очень значимой в нашем обществе профессии. Дети, у которых родители работают на СТЗ, принесли фотографии, потом все вместе посмотрели видеофильм и пришли к выводу, что металлургом могут работать только сильные, смелые и физически здоровые мужчины.
Помимо этого в педагогический процесс ввожу специально-организованные занятия по развитию речи с учетом гендерного подхода, например:
1. Занятия с девочками. «В мире комнатных цветов», «Моя любимая кукла», «Оденем куклу на прогулку», и т. д.
2. Занятия с мальчиками. «Знакомимся с инструментами», «Мой папа водитель», «Виды транспорта» и др.
(слайд 7)Программные задачи на таких занятиях решаются одинако-вые, но подача нового материала происходит по-разному - девочки быстрее мальчиков включаются в усвоение нового материала, в то время как с мальчиками сначала необходимо повторить пройденный материал, а затем приступить к подаче нового.
Кроме того, я стараюсь подбирать разную тематику занятий в соответствии с половой принадлежностью.
3. Фронтальные занятия. Занятия, где детям даются одинаковые зада-ния, но разный дидактический материал. Например, девочкам для пересказа даются иллюстрации к более сложным по содержанию сказкам. Мальчикам дается сказка проще по содержанию. На таких занятиях хорошо определяется разница речевого развития между мальчиками и девочками.
На литературно-драматических занятиях мальчики и девочки слушают сказки, рассказы, рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны). Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику. Это могут быть такие задания: «Я начну, а вы продолжите».
Организация занятий физической культурой:
Наряду с такими видами физкультурных занятий, как игровые, сюжетные, тренирующие, я провожу и полоролевые. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход я осуществляю через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины.
На занятия физической культурой дети приходят в спортивной форме, на занятия музыкально-ритмической гимнастикой мальчики и девочки приходят строго в определенной одежде: девочки в юбочках, а мальчики в шортах. Такой внешний вид сразу организует детей, настраивает их на рабочее состояние и занятие получается более продуктивным.
Организация занятий художественно-эстетической направленности:
На занятиях конструирования и ручной труд в старших группах ис-пользую металлический конструктор из серии «СУПЕР МАСТЕР», различные мозаики. Занятие проходит с дифференциацией детей на девочек и мальчиков. Мальчики создают из металлического конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни (прибить гвоздь и т. д.). Девочкам дается задание создать модель школы, семьи из мозаики, изготовление бижутерии (бусы, браслеты, резинки для волос, изготовление шкатулок из соленого теста. Затем организуется выставка работ, где девочки и мальчики оценивают работы друг друга.
Кроме того, к каждому празднику в детском саду мы с музыкальным руководителем готовим с детьми выступления, где мальчики и девочки танцуют, выполняя определенные роли: танец «Яблочко», «танец Кота и кошки», танец «АХ, мамочка» и др. Движения, разучиваются на музыкальных занятиях, учу девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развиваю : выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели. (фотографии в приложении)
На занятиях в «Творческой мастерской» (изобразительная деятельность) создаю условия для того, чтобы мальчики и девочки могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. Дети учатся не просто рисовать, а обогащают свои знания, учатся видеть различия мальчиков и девочек, отражают в рисунках характерные признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы и былинного героя, наделенного чертами мужественности, отражают принадлежность к определенной профессии. Привлекаю мальчиков и девочек к оценке работ друг друга, организую выставки работ мальчиков и выставки работ девочек.
Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.). Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят автомобили, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам – у мальчиков. И доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам – у девочек.
Пример: наблюдая за игрой детей в сюжетно-ролевую игру «дом» заметила несколько моментов, когда мальчики, исполняя роль папы, говорят девочкам- мамам такие фразы: «Ты вари суп, а я пойду на работу», или «Я поехал на рыбалку, привезу рыбу приготовим вкусный ужин» или девочки говорят мальчикам «Посмотри, как я красиво накрыла стол, а ты будешь мыть посуду». В этой ситуации ребенок понимает свою роль, свое полоролевое назначение.
Но бывают случаи, когда мальчики берут на себя роль женщины. Один из моих воспитанников узнав о том, что его мама ждет ребеночка, решил примерить эту роль на себе. Он под футболку положил подушку и такой счастливый, что у него в животике, как и у мамы ребеночек. Вот здесь пришлось вмешаться мне и объяснить ребенку, что мальчики не могут рожать детей, вынашивать их в своем животе, что это роль достается женщинам (т. е. маме, мужчины должны быть защитниками, добытчиками.
Игра рождается, как стремление воспроизвести увиденное или услышанное и еще раз пережить это. С этой целью я пополняю у детей кладовую памяти, кладовую впечатлений (для этого провожу тематические беседы «Профессии моих родителей», «На кого хочу быть похожим», «Кто мои предки»; беседы о разных профессиях и их значимости;).
Организовала поход в музей «Морской славы», где дети узнали и увидели разные виды морской техники, узнали о моряках, большой фурор на детей подействовал костюм водолаза. После этого я заметила, что дети стали примерять роль моряков, капитана, кок, боцман. Тогда, мы совместно с музыкальным руководителем решили подкрепить эту морскую тему, организовав праздник 23 февраля и назвали его «Морское рандеву». Где соревновались два корабля, было настоящее мужское дружеское «братание» и перетягивание каната разными способами, и мыли палубу, и был даже настоящий кок, который витаминизировал детей напитками, а наши папы и дедушки поддержали детей и тоже учавствовали в соревновании доплыви до берега в маске, ластах и в очках. Дети и родители были просто в восторге. Также посетили музей «Русская изба», где детям рассказали о старых древних традициях, дети увидели русскую печь. Участвуем с детьми в праздниках «Рождество», «Колядки», «Масленица» дети наряжаются в соответствующие костюмы, исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.
Делюсь опытом с воспитателями в детском саду и на информационном сайте maam.ru, выступление на педсоветах, консультации «Организация полифункциональной предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей», открытые занятия.
В процессе работы я столкнулась с проблемой, что родители неохотно шли на контакт, низкий процент присутствия родителей на собрании, неохотно выполняли наши просьбы и поручения. Поэтому я дала возможность родителям увидеть своих детей с другой стороны. Я старалась раскрыть детей в театрализованной деятельности, показ открытых занятий, тем самым привлекая их присутствие в жизни ребенка в детском саду. Провожу вечера досуга, с привлечением мам и пап. Мною проведен концерт с привлечением детей старших и подготовительных групп для мам и бабушек на общем родительском собрании, проведен концерт к «Дню матери», постановка сказки «Наша дружная семья», «Мы шалунишки», выставка «Мир глазами девочек (мальчиков)», проект «Моя семья» – прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей, т. к. представители противоположного пола яв-ляются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек.
Работа с родителями по данному направлению: это различные консультации и семинары-практикумы: «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», «Психологические особенности мальчиков и девочек», «Знакомство с художественной литературой–как средство формирования начал мужественности и женственности у детей» (оформила памятку «рекомендуемая литература для чтения детям 4-6 лет для мальчиков и девочек», по запросу родителей оформила рекомендации «Как воспитать мальчика (без отца) 4-6 лет», «Как воспитать девочку 4-6 лет».
Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное, но и закрепление полученных знаний на практике. Например, фотоальбом «Как я провел лето», «Мое семейное дерево», совместное участие родителей и детей в выставках «Новогодние поделки», «Поделки из овощей», «Под Вифлеемской звездой», «Покорми птиц зимой (кормушки)».
Привлекая родителей к активному участию в воспитании по гендерному принципу, я ожидала, что
1. У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания согласно полу ребенка.
2. Как в группе, так и в семье появится насыщенная предметно – развивающая среда для детей.
3. Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.
Я пришла к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. И это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка. Мною разработан план совместной работы с родителями на учебный год.
В своей работе я стремлюсь найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Я ориентируюсь на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благо-приятный для формирования полоролевого поведения ребенка. В результате всей работы по гендерному воспитанию у детей расширяется кругозор, повышается интерес к близким людям, их взаимоотношениям, дети чаще стали проявлять внимание, вежливость по отношению друг к другу. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.