Анастасия Куликова
Создание среды для экспериментирования в группе ДОУ как средство развития творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Куликова А. Н.
воспитатель МБДОУ «Детский сад №17 «Петушок», г. о. Ивантеевка
Методическая разработка предназначена для воспитателей, работающих в средней возрастной группе ДОУ. В работе подробно представлен опыт работы по созданию уголка для экспериментирования.
Введение
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. На все вопросы детей надо отвечать по - научному точно, и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.
Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!
К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей развития творческих способностей дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Ведь у детей пятого года жизни появляются первые попытки работать самостоятельно.
Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёх - пятилетнего ребенка угасает.
В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты – не сама цель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
Форма проводимых опытов развивается, усложняется и совершенствуется. Освоенные формы наполняются новым, более сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться детьми, возникают их разнообразные модификации.
Поэтому педагог должен работать как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте о увиденном.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, т. к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Связь экспериментирования с формированием математических представлений проявляется в том, что возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.
Этапы реализации педагогической инициативы
Деятельность по реализации началась с изучением литературы по данной проблематике. Далее началась работа, совместно с родителями, по оснащению группового помещения оборудованием и материалами необходимыми для экспериментирования.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в средней группе «Ручеек» был создан уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
В детском научном уголке - лаборатории мы выделили:
1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории среднего дошкольного возраста
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки : (зимы, весны, осени)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»
- Мини - музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) - Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления :
- Лупы, сосуды для воды, «таинственная коробка» (делается из обычной коробки с прорезями с боков и приделанными к ним рукавами, в коробку помещается таинственный предмет, который дети должны распознать, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
- Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.
Были продуманы условия для хранения всего практического материала: весь материал расположили в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Мы ввели правило: сначала спроси, потом экспериментируй.
Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Большую радость удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.
Первые эксперименты проводились с водой и воздухом: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает теплой, горячей, холодной; прозрачной, не имеет вкуса и т. д., что воздух невидим, прозрачен; имеет вес и т. д.).
Постепенно, наш уголок-лаборатория пополняется разными материалами: песком, глиной, почвой, палочками, камушками, дощечками, разными по форме сосудами, стаканчиками, воронками. Не только дети, но и родители настолько увлеклись созданием лаборатории, что стараются постоянно пополнять её необходимыми материалами.
Для ребят средней группы еще сложно самим ставить цель опыта и алгоритм его проведения. Поэтому на первом этапе я ввела игровой персонаж – Буратино. Он моделировал проблемные ситуации, которые дети решали в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем дети обучаются самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы.
На первых этапах экспериментирования детям предлагался определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. (Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяли им самим самостоятельно экспериментировать).
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.
Результаты внедрения педагогической инициативы
В группе выделила место для уголка по экспериментированию, там находится основная часть материалов и оборудования. Практически во всех уголках игровой деятельности есть предметы для экспериментирования (в магазине – весы, на которых дети могут сравнить по весу разные предметы или игрушки в группе, в гараже машин различные измерительные материалы (шнурки, веревочки, палочки, линейки) – для измерения расстояния до которого доехала та или иная машина, в уголке художественной литературы – я положила различные увеличительные стекла и разноцветные стеклышки для того, чтобы дети могли рассматривать картинки в книжках через эти стекла и сравнивать). Организовала уголок для игр с водой, где помимо таза с водой лежат различные резиновые игрушки, и предметы которые тонут и плавают в воде. Дети сами могут во время игр проводить различные эксперименты. Для массажа детских пальчиков я сделала «бассейн для рук» (в небольшой таз я насыпала фасоль, горох и мелкие игрушки из киндер-яиц, дети с удовольствием играют в «бассейне», а одновременно и развивают мелкую моторику рук.
Планирую в скором времени организовать уголок для игр с песком и камнями (японский сад, где дети смогут рисовать на песке и расставлять камни по своему усмотрению.
В созданных условиях для экспериментирования, дети получили навыки постановки элементарных опытов, научились наблюдать, анализировать, делать самостоятельно выводы. Сами научились находить ответы на поставленные задачи воспитателя. Дети стали творчески подходить к выполнению поставленных перед ними задач. Увеличивается словарный запас детей, а следовательно, и коммуникативные способности.
Внедряемость педагогической инициативы
Представленная работа может с успехом использоваться в любом дошкольном учреждения. Для этого нет необходимости больших материальных затрат. Все необходимое можно собрать в домашнем быту, с участием родителей.
Работа с родителями
Объявляется конкурс среди семей на лучший проект групповой лаборатории. Родители (по желанию) приносят свои проекты в детский сад. Все проекты представляются на выставке. Лучший из них выбирается тайным голосованием (например, дети, родители, педагоги бросают бумажки с указанием номера лучшего проекта в закрытый ящик).
Организуется сбор упаковочных (бросовых) материалов, которые используются для проведения разных опытов.
Организуется сбор природного материала (шишек, камней, семян) для проведения исследований.
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Удивительное превращение мыла»
(проводится в подгруппах)
Цель:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах мыла;
- Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
- Закреплять культурно-гигиенические навыки;
- Воспитывать аккуратность при работе с мылом, водой, красками.
- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Методические приемы:
Игровой – «таинственная коробка» (Делается из обычной коробки, прорезываются отверстия с двух сторон и приделываются рукава).
Словесный – вопросы, беседа.
Наглядный – картинки, иллюстрации.
Практические – проведение опыта, экспериментирование.
Предварительная работа:
Экскурсия на прачечную;
Наблюдение за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;
Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Л. Барто «Девочка чумазая», р. н. с. «Пузырь, соломинка и лапоть»;
Просмотр мультфильма «Королева зубная щетка».
Материал к занятию:
Колпаки волшебников, таинственная коробочка, рисунки-схемы.
Тазы, стаканы, влажные салфетки, краски;
Для детей: кусочки мыла, коктейльные трубочки, кисточки, краски.
Словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.
Ход:
Воспитатель: Сегодня я хочу с вами поиграть в волшебников! Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте я одену вам колпаки настоящих волшебников, фартучки. (одеваю детей). Теперь вы настоящие волшебники. А для того чтобы совершать чудеса мы должны с вами угадать, что находится у меня в таинственной коробке. (Обращаю внимание детей на коробку стоящую на столе). Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники?
Дети: Нос, уши, рот, руки, глаза. (Помочь детям с ответами).
Садимся на стульчики.
Воспитатель: Сейчас я поднесу вам коробку, а вы послушайте, издает ли звуки предмет.
-Что они говорят вам о предмете? Какой он?
Дети: ничего не слышно, предмет не издает звука.
Воспитатель: Следующий помощник – нос.
-О чем он говорит?
Дети: предмет пахнет.
Воспитатель: Давайте кто – нибудь из вас сунет руки в рукава и потрогает этот предмет.
-Что руки говорят о предмете? Какой он?
Дети: гладкий, тяжелый, холодный, твердый.
Воспитатель: Дети вы догадались, что у меня в коробке?
Дети: Мыло!
Достаем мыло из коробки.
Воспитатель: Вот мы и угадали что это за предмет. А для чего он нужен?
Дети: умываться, стирать, мыть руки.
Воспитатель: Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы (на столе лежат пластмассовые ложки, таз, стаканы, влажные салфетки, краски, линейка, бумага, сито).
Что надо помнить при работе с мылом?
Дети: не трогать руками глаза, рот.
Займите свои места вокруг таза.
Посмотрите, что в тазу?
Дети: вода.
Воспитатель: Потрогайте пальчиками, какая вода?
Дети: теплая, прозрачная, мокрая, без запаха.
Воспитатель: Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.
Какое стало мыло? (скользкое).
Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах).
Убираем мыло в емкость, вытираем руки влажными салфетками.
Воспитатель: Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя. (звучит таинственная музыка)
Воспитатель: Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные) .
- Что произойдет, если до них дотронуться? (лопнет).
- А если подуть? (полетят). Почему? (внутри воздух).
Воспитатель: Дети, а сейчас давайте подойдем к другому тазу с водой и размылим наше мыло с помощью губок для мытья посуды. (Размыливаем мыло вместе). Получились не пузыри, а что?
Дети: Пена! Воспитатель: А теперь мои юные волшебники возьмите кисточки и краски и совершим чудо! Раскрасим нашу пену красивыми узорами. (дети рисуют красками на пене). (звучит таинственная музыка)
Воспитатель: Пока вы творите, я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (вода)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)
В мыльной воде родился
В шарик превратился
К солнышку полетел
Да не долетел, лопнул. (мыльный пузырь)
Входит персонаж Буратино с грязными руками.
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришел?
Дети: Буратино!
Буратино: я играл, играл и вот, что со мной случилось. (показывает грязные руки)
Воспитатель: дети, как помочь Буратино?
Дети: Надо руки помыть с мылом.
Буратино: Ребята, а что еще можно сделать с помощью мыла?
Дети: можно делать пузыри и пену. А пену можно покрасить!
Воспитатель: Что нужно, чтобы получились пузыри и пена?
Дети: размылить мыло в воде и подуть в трубочки!
Воспитатель: Молодцы: вы такие умные, сообразительные, старательные, сегодня были внимательными и дружными. Я горжусь вами!
Заключение
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.