Татьяна Апарина
Современные технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
"Современные технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования воспитательно-образовательного коррекционного процесса.
Публикация «Современные технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основная задача педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребёнка.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослого. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Важно содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня насчитывается огромное множество образовательных технологий. Хотелось бы, всё же, более подробно остановиться на современных технологиях, применяемых в процессе коррекционной работы :
Игровые технологии
Игра-наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение ребёнка в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной образовательной коррекционной работы детского сада и решением его основных задач. Они дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Здоровьесберегающие технологии
Главная цель здоровьесберегающей технологии- обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация образовательного процесса.
Для повышения умственной работоспособности ребёнка, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения одним из наиболее методов является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы «сидя» в позу «стоя»; проведение некоторых видов заданий, сидя на ковре (на коленях, «по-турецки», лежа на животе с прогибанием позвоночника, что позволяет снизить однообразную нагрузку на позвоночник у ребёнка).
Активно используем в работе проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда, могут проводится в различной форме и воздействовать на различные органы детей.
Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг) помогает снять напряженность, расслабится, развивают пространственное воображение.
Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж работе, поскольку массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.
Правильная организация образовательного процесса дает возможность предотвратить перегрузки и усталость у детей дошкольного возраста, а также помогают детям осознать важность сохранения здоровья.
Относительно новая здоровьесберегающая технология"песочная терапия" или игры с живым песком также широко используется нами в коррекционной работе.
Игры с песком доставляют огромное удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком очень полезны для здоровья.
Игры с песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много-мало”, “быстро-медленно”, “короткий-длинный”, “высокий-низкий”. При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать буквы, цвета, геометрические фигуры, формы, цифры.
Таким образом, “песочная терапия” позволяет:
• стабилизировать психоэмоциональное состояние;
• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
• разнообразить способы сотрудничества.
В заключении, хотелось бы добавить, что на современном этапе развития, всё чаще происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию ребёнка, в широком спектре современных технологий.
Современные образовательные технологии способствуют формированию познавательной активности дошкольников, от чего зависит эффективность образовательного процесса и коррекционной работы в целом, что даёт наилучший результат в будущем.
Литература:
Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2012. – Вып. № 5.