Юлия Смирнова
Современные подходы к методическому сопровождению деятельности педагогов группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к методическому сопровождению деятельности педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Публикация «Современные подходы к методическому сопровождению деятельности педагогов группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Мы живем в эпоху перемен. Глобальные перемены происходят в настоящее время и в системе дошкольного образования. Прежде всего они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России. И вышли новые изменения в качестве ФОП и ФАОП дошкольного образования. Федеральная программа разработана во исполнение Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
В системе дошкольного образования был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1022 утверждена Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые гарантируют единство образовательного пространства, обеспечивают единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, а так же определяют, какие условия нужны для реализации программы дошкольного образовательного в образовательной организации.
Одним из важных условий первой образовательной ступени системы образования России является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ и их родителей. ФГОС ДО и ФАОП ДО определяет планируемые результаты (целевые ориентиры) – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест.
Речь как средство общения, познания, творчества является ключевым фактором в социализации детей с ОВЗ и инвалидностью:
(ФАОП ДО ТНР) В области социально-коммуникативного развития ребенка с ТНР, с учетом его психофизических особенностей, в условиях информационной социализации основной задачей образовательной деятельности является создание условий для:
• усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развития общения и взаимодействия ребенка с ТНР с педагогическим работником и другими детьми;
• становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирования готовности к совместной деятельности с другими детьми и педагогическим работником;
• формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся и педагогических работников в Организации;
• формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
• развития коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР;
• развития игровой деятельности.
В образовательной области "Речевое развитие" (ФАОП ДО ТНР) основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
• овладения речью как средством общения и культуры;
• обогащения активного словаря;
• развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развития речевого творчества;
• развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомства с книжной культурой, детской литературой;
• развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
В специальной дошкольной педагогике указывается, что нарушение речи у детей в разных нозологических категориях носит системный характер. За последние годы возросло количество детей с речевыми нарушениями, очень много детей, родившихся в «ковидный период», «не говорящих»…Все больше наблюдается значительный рост детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с разным уровнем речевого развития, но у всех он гораздо ниже возрастной нормы:
• дети, не владеющие речью,
• дети, владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой,
• дети с формально развитой речью.
В нашем детском саду функционируют группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ различных нозологических категорий:
ГКП «Лекотека», которую посещают дети с ТМНР, УО (ИН, НОДА, НС. ГКН для детей с ЗПР, ГКН для детей с ТНР. Группы компенсирующей направленности все чаще пополняются детьми разного возраста.
Работа с детьми с нарушениями речевого развития длительна и кропотлива.
Вся работа специалистов по вызыванию и развитию речи идет в тесной связи с деятельностью детей, общения со взрослыми. Важным направлением в коррекционно-образовательной работе педагогов является социализация детей, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив, научить общаться и взаимодействовать.
Общение происходит в процессе различных игр, режимных моментов, элементарной трудовой и продуктивной деятельности, во время занятий, экскурсий, общение в парах, в малых и больших группах, общение со сверстниками и взрослыми и т. д.
Для детей с особыми образовательными потребностями характерны определенные особенности восприятия окружающего мира. Они не всегда могут адекватно воспринимать речь педагога по многим причинам : бедность словаря (активного и пассивного, недостаточное понимание речи, неполноценность процессов слухового восприятия и запоминания и т. д.
Для вызывания и развития речевых навыков детей с ТНР (ОНР) через совершенствование игровой деятельности, педагоги используют в своей практике различные методы, приёмы, формы работы с детьми. Воспитатели и специалисты находят подходы к общению с ребенком понятным для него языком, не зависимо оттого, умеет ли он говорить или просто любит слушать и играть.
Для повышения качества коррекционно-развивающей работы в ДОО ключевую роль играет грамотное планирование деятельности.
Чтобы учесть требования Программы, и немного облегчить работу специалистам и воспитателям при подборе материала для обучения и развития детей, в 2023 году нами было разработано КТП («Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)», планирование работы всех педагогов и специалиста, работающих в разновозрастных группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
Данная методическая разработка составлена с учетом АООП (АОП) для детей с ТНР МДОУ № 23, согласно ФАОП ДО для обучающихся с ТНР и ФГОС ДО, с опорой на Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, представленную на официальном сайте Федерального института развития образования - автор Нищева Н. В.
Основой КТП коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы в разновозрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы [Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. — 240 с. ].
«Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР», в котором единые лексические темы с усложнениями задач на каждый возраст.
Единый лексический материал был подобран с учетом этапов коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
В данной методической разработке представлено Примерное Комплексно - тематическое планирование лексического цикла в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР, в котором расписаны содержание работы, итоговые мероприятия на каждый временной период по лексической теме для каждого возрастного этапа для планирования работы воспитателя в данной группе. Содержание работы воспитателя для разного возраста детей подобрано таким образом, чтобы изучаемая лексическая тема была едина для всех детей разного возраста, задачи на каждый возрастной период усложняются в зависимости от способностей и развития каждого ребенка.
Как правило, первый период работы охватывает сентябрь, октябрь и ноябрь, второй — декабрь, январь и февраль, третий — март, апрель, май.
В каждом месяце взяты по 4 основные недели, 5 неделя, если такая присутствует, идет выбор лексической темы от детей.
В каждом периоде обучения представлены три блока:
1 блок - задачи направления работы по речевому развитию детей младшего, среднего и старшего возраста, которое состоит из:
• Развитие словаря
• Формирование и совершенствование грамматического строя речи
• Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (Развитие просодической стороны речи, Коррекция произносительной стороны речи, Работа над слоговой структурой слова, Развитие связной речи и речевого общения)
2 блок - на каждую лексическую тему подобраны упражнения и задания для работы с детьми на индивидуальных занятиях, и в малых подгруппах, которые включают в себя следующие разделы работы: Общие речевые навыки, Артикуляционная гимнастика, Развитие фонетической стороны речи. Развитие лексики. Слуховые внимание и память. Работа над слоговой структурой слова. Развитие ВПФ. Физ. минутка. Грамматический строй речи. Связная речь.
Задания и упражнения логопед может добавлять или менять для каждой возрастной группы учитывая особенности развития, предпочтений и эмоционального состояния детей данного возраста.
Для трехлетних малышей в каждое задание могут быть включены народные потешки, пестушки, колыбельные песенки, которые позволяют привить детям чувство родного языка, почувствовать его мелодику.
Дети четырехлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задачи усложняются, но педагоги должны учитывать особенности развития малышей и предоставлять материал для работы посильный для ребенка. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей воспитатели и специалисты должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.
Для детей старшего возраста педагоги должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ совместной деятельности с детьми. Педагоги должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
3 блок - фронтальные занятия, в котором расписаны цели (Коррекционно-образовательные, Коррекционно-развивающие, Коррекционно-воспитательные) на каждый возраст по лексической теме недели.
Наш творческий коллектив педагогов стремиться к результату коррекционно-развивающего воздействия. Дошкольники коррекционных групп проявляются в умении понимания и активного использования речи, многие могут адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Обучающиеся адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют навыками словообразования и словоизменения.
В дальнейшем мы планируем разработать КТП для образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по единым лексическим темам для разновозрастных групп компенсирующей направленности. Это позволит педагогам структурировать коррекционно-воспитательный процесс в данном направлении.
Литературные источники:
1. Нищева Н. В. Планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР в соответствии с ФАОП ДО: учебно-методическое пособие. — 2-е изд., доп. и испр. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. — 176 с. — (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).
2. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — 4-е изд., доп. и испр. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. — 544 с.
3. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. — 240 с.
4. Выдержки из ФАОП ДО для детей с ТНР.