Приложение МААМ

Современные подходы к методическому сопровождению деятельности педагогов группы компенсирующей направленности

Юлия Смирнова
Современные подходы к методическому сопровождению деятельности педагогов группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

«Современные подходы к методическому сопровождению деятельности педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Публикация «Современные подходы к методическому сопровождению деятельности педагогов группы компенсирующей направленности» размещена в разделах

Мы живем в эпоху перемен. Глобальные перемены происходят в настоящее время и в системе дошкольного образования. Прежде всего они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России. И вышли новые изменения в качестве ФОП и ФАОП дошкольного образования. Федеральная программа разработана во исполнение Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

В системе дошкольного образования был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1022 утверждена Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые гарантируют единство образовательного пространства, обеспечивают единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, а так же определяют, какие условия нужны для реализации программы дошкольного образовательного в образовательной организации.

Одним из важных условий первой образовательной ступени системы образования России является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ и их родителей. ФГОС ДО и ФАОП ДО определяет планируемые результаты (целевые ориентиры) – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест.

Речь как средство общения, познания, творчества является ключевым фактором в социализации детей с ОВЗ и инвалидностью:

(ФАОП ДО ТНР) В области социально-коммуникативного развития ребенка с ТНР, с учетом его психофизических особенностей, в условиях информационной социализации основной задачей образовательной деятельности является создание условий для:

• усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развития общения и взаимодействия ребенка с ТНР с педагогическим работником и другими детьми;

• становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

• формирования готовности к совместной деятельности с другими детьми и педагогическим работником;

• формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся и педагогических работников в Организации;

• формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

• развития коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР;

• развития игровой деятельности.

В образовательной области "Речевое развитие" (ФАОП ДО ТНР) основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:

• овладения речью как средством общения и культуры;

• обогащения активного словаря;

• развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развития речевого творчества;

• развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомства с книжной культурой, детской литературой;

• развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

• профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

В специальной дошкольной педагогике указывается, что нарушение речи у детей в разных нозологических категориях носит системный характер. За последние годы возросло количество детей с речевыми нарушениями, очень много детей, родившихся в «ковидный период», «не говорящих»…Все больше наблюдается значительный рост детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с разным уровнем речевого развития, но у всех он гораздо ниже возрастной нормы:

• дети, не владеющие речью,

• дети, владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой,

• дети с формально развитой речью.

В нашем детском саду функционируют группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ различных нозологических категорий:

ГКП «Лекотека», которую посещают дети с ТМНР, УО (ИН, НОДА, НС. ГКН для детей с ЗПР, ГКН для детей с ТНР. Группы компенсирующей направленности все чаще пополняются детьми разного возраста.

Работа с детьми с нарушениями речевого развития длительна и кропотлива.

Вся работа специалистов по вызыванию и развитию речи идет в тесной связи с деятельностью детей, общения со взрослыми. Важным направлением в коррекционно-образовательной работе педагогов является социализация детей, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив, научить общаться и взаимодействовать.

Общение происходит в процессе различных игр, режимных моментов, элементарной трудовой и продуктивной деятельности, во время занятий, экскурсий, общение в парах, в малых и больших группах, общение со сверстниками и взрослыми и т. д.

Для детей с особыми образовательными потребностями характерны определенные особенности восприятия окружающего мира. Они не всегда могут адекватно воспринимать речь педагога по многим причинам : бедность словаря (активного и пассивного, недостаточное понимание речи, неполноценность процессов слухового восприятия и запоминания и т. д.

Для вызывания и развития речевых навыков детей с ТНР (ОНР) через совершенствование игровой деятельности, педагоги используют в своей практике различные методы, приёмы, формы работы с детьми. Воспитатели и специалисты находят подходы к общению с ребенком понятным для него языком, не зависимо оттого, умеет ли он говорить или просто любит слушать и играть.

Для повышения качества коррекционно-развивающей работы в ДОО ключевую роль играет грамотное планирование деятельности.

Чтобы учесть требования Программы, и немного облегчить работу специалистам и воспитателям при подборе материала для обучения и развития детей, в 2023 году нами было разработано КТП («Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)», планирование работы всех педагогов и специалиста, работающих в разновозрастных группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

Данная методическая разработка составлена с учетом АООП (АОП) для детей с ТНР МДОУ № 23, согласно ФАОП ДО для обучающихся с ТНР и ФГОС ДО, с опорой на Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, представленную на официальном сайте Федерального института развития образования - автор Нищева Н. В.

Основой КТП коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы в разновозрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы [Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. — 240 с. ].

«Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР», в котором единые лексические темы с усложнениями задач на каждый возраст.

Единый лексический материал был подобран с учетом этапов коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

В данной методической разработке представлено Примерное Комплексно - тематическое планирование лексического цикла в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР, в котором расписаны содержание работы, итоговые мероприятия на каждый временной период по лексической теме для каждого возрастного этапа для планирования работы воспитателя в данной группе. Содержание работы воспитателя для разного возраста детей подобрано таким образом, чтобы изучаемая лексическая тема была едина для всех детей разного возраста, задачи на каждый возрастной период усложняются в зависимости от способностей и развития каждого ребенка.

Как правило, первый период работы охватывает сентябрь, октябрь и ноябрь, второй — декабрь, январь и февраль, третий — март, апрель, май.

В каждом месяце взяты по 4 основные недели, 5 неделя, если такая присутствует, идет выбор лексической темы от детей.

В каждом периоде обучения представлены три блока:

1 блок - задачи направления работы по речевому развитию детей младшего, среднего и старшего возраста, которое состоит из:

• Развитие словаря

• Формирование и совершенствование грамматического строя речи

• Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (Развитие просодической стороны речи, Коррекция произносительной стороны речи, Работа над слоговой структурой слова, Развитие связной речи и речевого общения)

2 блок - на каждую лексическую тему подобраны упражнения и задания для работы с детьми на индивидуальных занятиях, и в малых подгруппах, которые включают в себя следующие разделы работы: Общие речевые навыки, Артикуляционная гимнастика, Развитие фонетической стороны речи. Развитие лексики. Слуховые внимание и память. Работа над слоговой структурой слова. Развитие ВПФ. Физ. минутка. Грамматический строй речи. Связная речь.

Задания и упражнения логопед может добавлять или менять для каждой возрастной группы учитывая особенности развития, предпочтений и эмоционального состояния детей данного возраста.

Для трехлетних малышей в каждое задание могут быть включены народные потешки, пестушки, колыбельные песенки, которые позволяют привить детям чувство родного языка, почувствовать его мелодику.

Дети четырехлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задачи усложняются, но педагоги должны учитывать особенности развития малышей и предоставлять материал для работы посильный для ребенка. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей воспитатели и специалисты должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.

Для детей старшего возраста педагоги должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ совместной деятельности с детьми. Педагоги должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

3 блок - фронтальные занятия, в котором расписаны цели (Коррекционно-образовательные, Коррекционно-развивающие, Коррекционно-воспитательные) на каждый возраст по лексической теме недели.

Наш творческий коллектив педагогов стремиться к результату коррекционно-развивающего воздействия. Дошкольники коррекционных групп проявляются в умении понимания и активного использования речи, многие могут адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Обучающиеся адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют навыками словообразования и словоизменения.

В дальнейшем мы планируем разработать КТП для образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по единым лексическим темам для разновозрастных групп компенсирующей направленности. Это позволит педагогам структурировать коррекционно-воспитательный процесс в данном направлении.

Литературные источники:

1. Нищева Н. В. Планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР в соответствии с ФАОП ДО: учебно-методическое пособие. — 2-е изд., доп. и испр. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. — 176 с. — (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).

2. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. — 4-е изд., доп. и испр. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. — 544 с.

3. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. — 240 с.

4. Выдержки из ФАОП ДО для детей с ТНР.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДАОсобенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа Особенности.

Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ»Педагогический совет «Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ» Педагогический совет "Современные подходы к гражданско-патриотическому образованию в ДОУ" Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом проведения.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к методическому сопровождению деятельности педагогов группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 08:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к методическому сопровождению деятельности педагогов группы компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Смирнова (УИ 338924) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД