Анна Смирнова
Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем учреждении создана Ресурсная площадка по развитию социально-педагогической культуры родителей. В своей деятельности Ресурсная площадка руководствуется Законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО, нормативно-правовыми документами различного уровня. Состав ресурсной площадки постоянный, включает в себя педагогов и руководителя. В качестве методического обеспечения деятельности ресурсной площадки нами были разработаны и утверждены план и программа работы на 2015-2016 учебный год.
Публикация «Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ» размещена в разделах
Важной социальной задачей, стоящей перед образовательными учреждениями, в том числе и учреждениями дошкольного образования, является оказание помощи семье в воспитании и развитии ребенка, повышение уровня социально-педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей – это достаточная подготовленность родителей, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе деятельности по семейному воспитанию.
Повышение педагогической культуры родителей включает в себя необходимые знания о развитии, воспитании, обучении детей и практические умения в воспитании, организации жизни и деятельности детей в семье.
Согласно ФЗ "Об образовании", ФГОС ДО, взаимодействие родителей и педагогов является необходимым условием осуществления воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности и осуществляет связь времен, и вместе с тем сама нуждается в поддержке, которую призваны оказывать образовательные учреждения. Как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности.
Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы: непонимание родителями самоценности периода детства; неумение родителей рефлексировать собственную педагогическую деятельность; выявление и корректировка причины педагогических ошибок; недостаточность информации у родителей о деятельности детей в детском саду.
Проведенные нами опрос и анкетирование показали следующее: при всех положительных результатах (преобладание демократического типа воспитания – 83%, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированного подхода, а лишь 17 % - либерально-попустительский тип, характеризующийся отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю) анкетирование выявило конкретные пробелы и недостатки в системе методов и способов воспитания детей. Среди них можно выявить следующие:
20 % опрашиваемых отметили, что дети часто заставляют их переживать из-за своего плохого поведения. 9 % респондентов написали, что ребенок часто использует физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми. 13 % отметили, что ребенок никак не реагирует на замечания взрослых, а 9% - что ребенок реагирует на замечания агрессивно. Данные проблемы, естественно, вызывают обеспокоенность, как у родителей, так и у воспитателей, и требуют приложения совместных усилий по их решению.
При рассмотрении конкретных действий, приемов родителей в семейном воспитании дошкольников выявлены следующие отрицательные факты:
11 % респондентов считают, что негативные реакции детей необходимо подавлять для пользы самого ребенка, а 5 % опрошенных самым эффективным методом воспитания считают физическое наказание, что категорически не соответствует гуманистической концепции воспитания детей, нарушает их права, закрепленные законодательством РФ и Международными законами, в частности Конвенцией о правах ребенка.
На вопрос: "Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?", 11 % ответили: "Под угрозой физического наказания". А 19 % признались, что могут повлиять на поведение ребенка, только пообещав ему подарки.
Проанализировав данные результаты, мы пришли к выводу, что многие родители нуждаются в квалифицированной помощи педагогов и специалистов нашего учреждения, деятельность которых будет направлена не только на формирование педагогической культуры родителей, но и на качественное повышение ее уровня.
Анкетирование родителей воспитанников было проведено во всех возрастных группах. Для большей объективности данное обследование родительской аудитории было анонимным.
Исходя из программы, основными задачами деятельности нашей ресурсной площадки являются:
-спроектировать и внедрить современную инновационную модель взаимодействия педагогов и родителей, направленную на создание единого образовательного пространства, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.
-установить прочные партнёрские взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и семьёй;
-сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
-повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс нашего учреждения.
- повысить уровень профессионального мастерства педагогов учреждения;
В качестве предполагаемого результата рассматривается повышение уровня педагогической культуры родителей : продуктивный характер воспитания; наличие гуманистических ценностей; культуры общения с ребёнком.
К концу учебного года мы также планируем повысить уровень участия родителей в совместных мероприятиях, обсуждении проблем воспитания на странице нашего учреждения в социальных сетях, при личной встрече на различных семинарах, практикумах, заседаниях клубов.
Нами был составлен план работы нашей ресурсной площадки.
В соответствии с планом в данном учебном году нами были реализованы следующие проекты:
1 краткосрочный проект - неделя «Гости группы», в течение которой родители приходили в группы к детям и рассказывали им о своих семьях, своих профессиях, увлечениях, либо дети ходили на экскурсии к родителям на рабочие места, знакомились с их профессиональной деятельностью. Таким образом, родители являлись непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса учреждения и могли ближе познакомиться с жизнью детей в детском саду.
А также действует 2 долгосрочных проекта: «Школа родителей», в рамках которой проходят просвещающие, обучающие семинары, консультации, круглые столы, практикумы только для родителей, и Клуб для многодетных семей «Вся семья вместе – душа на месте», где родители вместе с детьми участвуют в заседаниях, вместе обсуждают насущные проблемы воспитания, выполняют практические и теоретические задания, лепят, конструируют, отдыхают от груза накопившихся проблем.
Также можно выделить третий долгосрочный проект (методический) для педагогов, направленный на повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов – программа обучающих семинаров, таких как «Самый трудный родитель, самый приятный родитель», «Поговорите со мной», «Тот, кому доверяют» и др. Данные мероприятия направлены на сплочение коллектива, приобретение новых знаний, практических умений, навыков, на предотвращение эмоционального выгорания педагогов.
Основные проблемы, с которыми мы столкнулись в своей работе :
Большая удаленность структурных подразделений, что затрудняет четкую скоординированность действий педагогов при планировании и проведении мероприятий;
Незаинтересованность, занятость, нежелание некоторых родителей участвовать в проводимых мероприятиях, и отсюда – невысокий, средний уровень явки.
Над данными проблемами мы продолжаем работать. Так в частности в феврале-марте мы планируем провести общий конкурс «Самая талантливая семья», таким образом расширить родительскую аудиторию, участвующую в мероприятиях, предоставить возможность познакомиться и обменяться опытом родителям с разных структурных подразделений, привлечь к выступлению на конкурсе талантливых детей.
Учебный год еще продолжается и работа нашей ресурсной площадки на этом не заканчивается. Мы и дальше будем прилагать все наши знания, умения, чтобы реализовать намеченные планы, привнести что-то новое, интересное в такой сложный, но очень важный и нужный процесс общения и просвещения родителей наших воспитанников. Спасибо за внимание.
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. - №4. - С. 10–17.
2. Башлакова А. Сотрудничество детского сада и семей в условиях открытой образовательной системы: методические рекомендации / Л. А. Башлакова, Л. Н. Ласлинская, С. А. Брыскина. – Мн., 2001.
3. Буцева К. Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей // Дополнительное образование и воспитание. 2007. - №2. – С. 28 – 30.
4. Волхина О. И. Аксиологическая концепция семьи. //Мир образования – образование в мире. 2001.- №4. – С. 70-73
5. Гребенников И. В., Основы семейной жизни. – М., 1991.
6. Карнаухова М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей // е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития».2010.- №2.