Беззубец Людмила Васильевна
Современные методы и условия работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой
Беззубец Людмила Васильевна, старший воспитатель.
Попова Александра Ивановна, зам. зав. по УВР;
Статья «Современные методы и условия работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей в условиях ДОУ»
Способность творчества есть великий дар природы;
Публикация «Современные методы и условия работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей в условиях ДОУ» размещена в разделах
акт творчества, в душе творящей, есть
великое таинство; минута творчества есть
минута великого священнодействия.
Виссарион Белинский
В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитать самостоятельную, творчески развитую личность.
Развитие творческих способностей личности является ключевым требованием личностно- ориентированной образовательной парадигмы, на что делается акцент во ФГОС дошкольного образования и аспекты которой анализируются в работах известных педагогов и психологов Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, Е. Е. Кравцова, Л. Г. Вяткина, В. А. Петровского, В. В. Серикова, Г. С. Якиманской и др.
Размышляя, что такое творческие способности, мы придерживаемся мнения психолога Елены Евгеньевны Кравцовой: "Творческие способности являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой".
Мы часто отождествляем творческие способности со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Но это не совсем так.
Что такое творческие способности на самом деле?
Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое в любой области.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Оценка способностей ребенка дает возможность выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности.
Первоначально общая умственная одаренность рассматривалась как проявление некоторой общей способности, которая проявляется при решении самых различных задач. Затем появились разнообразные теоретические модели умственных способностей, одаренности и их развития у детей.
Для творческого развития личности дошкольников необходимо обеспечить условия для разнообразных видов деятельности. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде детской деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях (в музыке, в рисовании, лепке,, но и о интеллектуальных творческих способностях (в речевом творчестве, в математическом, в конструировании т. д.).
Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Основные условия успешного развития творческих способностей детей.
В нашем детском саду создана развивающая предметно- пространственная среда, способствующая развитию творческих способностей детей : «Зимний сад», «Мини-лаборатория», «Центр песка и воды», «Живой уголок». На территории ДОУ разбита «Экологическая тропа», создан «Птичий городок», «Птичья столовая». Изостудия «Фантазия», физкультурный зал, музыкальный зал. Работу в центрах организовывают специалисты: воспитатель по экологическому воспитанию, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор ФК, музыкальный руководитель.
Функционирование в ДОУ «Изостудии» даёт возможность раскрыть художественные способности ребёнка. Работу в изостудии организовывает воспитатель по изодеятельности. Много внимания уделяет декоративно-прикладному творчеству. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли- конструктора, художника, которые способствуют развитию творческих способностей. Помимо фронтальных занятий, работа организована в подгруппах и индивидуально. В холле располагается галерея детских работ. Планируем организовать Мастерскую по изготовлению детского продукта (декоративно- прикладное творчество, с привлечением воспитанников из других детских садов. В своей работе используем нетрадиционные техники рисования: монотипия пейзажная, рисование зубной щёткой, расчёсывание краски, рисование песком, набрызг, кляксография с трубочкой, фотокопия- рисование свечой, граттаж чёрно- белый, цветной, рисование нитками, оттиск поролоном, оттиск мятой бумагой, отпечатки, восковые карандаши + акварель.
Созданная предметно-развивающая функциональная среда «Зимнего сада» отвечает принципу необходимости и достаточности наполнения, а также обеспечивает возможность самовыражения воспитанников. Данная эколого-развивающая среда трансформируемая, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Данное направление вызывает интерес у детей, который выходит за рамки программного материала. Так возник проект «Хвойные деревья». По инициативе детей возник мини- музей. Дети оформляют паспорта растений, животных, коллекционируют лекарственные растения. Весь материал размещают в мини- музее. Созданная мини- лаборатория позволяет дошкольникам экспериментировать, проводить элементарные опыты.
В «Зимнем саду» находится «Центр песка и воды». Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды.
Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания.
Игры и опыты с водой и песком организовываем в стационарной песочнице, которая позволяет развивать творческое воображение и мышление в процессе моделирования объектов из песка. Моделирование природных зон, моделирование сказок, игр, тематических сюжетов.
Помимо стационарной песочницы, в ДОУ имеется и мобильная (песочный стол).
Песочное рисование (на стекле) очень отличается от игры с песком, где создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок. Мы стали изучать новое направление, приобрели специальную световую песочницу и особый очень мелкий песок (7 цветов).
Прикоснувшись пальцами рук к песку и начав рисовать, процесс рисования увлекает, завораживает и приводит в восторг! Уже с первого рисунка ощущаешь себя настоящим художником.
С помощью стола для песочного творчества можно решать следующие задачи:
• обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
• развитие композиционных навыков при изображении групп предметов и сюжета;
• упражнение пальцев и кистей рук (мелкая моторика);
• развитие художественно-эстетического вкуса.
На сегодняшний день в работе с дошкольниками широко используется интерактивное оборудование. Интерактивная доска является универсальным средством для развития творческих способностей. Через мультимедийные игры легко удаётся решать задачи, направленные на развитие интеллектуальных способностей. В настоящий момент в ДОУ 3 доски, 2 из них сенсорные, которые дают дополнительные возможности при работе : детям касанием легче управлять изображением.
Педагоги работают над созданием медиатеки дидактических игр по разным направлениям развития : большая часть разработанных игр по ознакомлению с окружающим миром и математического содержания, делаем акцент на создание игр по художественно-творческому развитию. Мультимедийное пособие по математическому развитию, разработанное в программе Power Point с приложением Mouse Mischief, стало победителем городского конкурса «Методических разработок». Данная программа универсальная, несколько «мышей» можно использовать и в других играх. Например, «Выбери элементы и составь хохломской узор».
В настоящий момент занимаемся вопросом организации центра конструирования. Приобретены наборы робототехники и тематические наборы легоконструкторов.
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов, игре на музыкальных инструментах, ритмике, пении. Реализуемые в детском саду программы «Гармония» и «Синтез» К. В. Рубан дают возможность интегрировать направления развития детей (музыкальное и художественное развитие). Такие занятия позволяют ребёнку не только овладеть определёнными навыками, но и способствуют умению самовыражаться.
В педагогическом процессе используем как традиционные образовательные технологии, так и элементы инновационных:
• здоровьесберегающая,
• социо - игровые технологии,
• проектную деятельность,
• информационно - коммуникативные технологии,
• интегративно - деятельностный подход,
• экспериментально-исследовательскую деятельность на экологической тропинке,
• экологические театрализованные представления,
• технология группового сбора.
Стараемся организовать деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной. Основным условием выступает многоплановость, вариативность, сочетание разнообразных методов и форм воспитания, вербальные формы обучения сведены к минимуму.
Таким образом, в процессе выявления одаренных детей необходимо учитывать то, что каждый одаренный ребенок своеобразен и уникален. Заключение о наличии одаренности должно рассматриваться как предположение, а не как окончательный вывод.