Ольга Кельцына
Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 3-4х лет по теме:
Цель: Организовать деятельность детей, направленную на формирование навыка составления рассказа-описания; способствовать развитию монологической формы речи, активизации, обогащению и уточнению словарного запаса, грамматически правильному оформлению речевого высказывания; пробуждать интерес детей к составлению рассказа-описания по образцу.
Задачи:
Создать условия для:
1. Пробуждения интереса к составлению рассказа-описания по образцу.
Публикация «Составление рассказа-описания „Моя любимая игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
2. Знакомства с образцом рассказа-описания.
3. Практической деятельности детей по составлению рассказа-описания.
4. Контроля и рефлексивной оценки деятельности детей.
Цель для ребенка ЗПР: Способствовать формированию умения понимать обращенную речь и отвечать на поставленный вопрос односложно.
Предварительная работа: чтение стихов А. Барто «Игрушки», рассматривание игрушек в группе, беседа «Моя любимая игрушка».
Словарная работа: обогащение: кузов, кабина, косолапый; уточнение: качать – катать; активизация: длинные, маленький, короткий, белый, покормить, уложить спать, желтый, зеленый, черные.
Оборудование: игрушки.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап. Дети сидят на стульчиках, игрушки под стульчиками.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши)
Куклы Танины сидят (Стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок (загибают поочередно все пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Тане (попеременно хлопают в ладоши)
Мы игрушки сосчитать (стучат кулачками).
Воспитатель: - Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (об игрушках)
2. Ориентировочный этап:
Воспитатель: - А у вас есть свои любимые игрушки? (есть) Какие?
Воспитатель: - Алеша, какая у тебя любимая игрушка? (ответ)
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Да, сегодня мы с вами будем рассказывать друг другу о своих любимых игрушках.
3. Исполнительский этап:
Воспитатель: - У меня тоже есть любимая игрушка. Достает заранее приготовленную игрушку. Послушайте, как я про неё расскажу.
- Это зайчик. У него длинные ушки, короткие лапки, маленький хвостик. Он белый. Его можно покормить, покачать на качелях, уложить спать.
- Ребята, кто запомнил, что я сказала сначала? (это зайчик)
-Да, сначала я назвала игрушку : это зайчик.
Кто запомнил, что я сказала потом? (У него длинные ушки, короткие лапки, маленький хвостик.)
Да, я рассказала, какие у зайчика ушки, лапки, хвостик. Как я это сказала: У него длинные ушки, короткие лапки, маленький хвостик.
Кто запомнил, что я сказала потом? (Зайчик белый.)
Да, я сказала, какого он цвета. Как я это сказала: Зайчик белый.
Кто запомнил, что я сказала потом? (Его можно покормить, покачать на качелях, уложить спать.)
Да, я рассказала, как с ним можно играть. Его можно покормить, покачать на качелях, уложить спать.
Итак, как же мы расскажем о своей игрушке? Первое… ( дети отвечают хором: назвала игрушку, второе ( дети отвечают хором: рассказала, какая игрушка, третье… ( дети отвечают хором: назвала цвет, четвертое… ( дети отвечают хором: рассказала, как с ней можно играть)
Ребята, мой зайчик знает много игр. Хотите с ним поиграть? (Да)
Физкультминутка
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый – ноги поставьте косо: носки вместе, пятки врозь (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
Воспитатель: Давайте послушаем рассказ о любимой игрушке Алеши. Алеша, бери свою игрушку, выходи ко мне. Назови нам свою игрушку. Какая игрушка у тебя в руках? (машина) В случае затруднения на вопрос отвечают дети.
Воспитатель: - Что есть у машины? Показываем на части машины: кабина, кузов, колеса. (У нее есть желтая кабина, зеленый кузов и черные колеса.) В случае затруднения на вопрос отвечают дети.
Воспитатель: - Как можно играть с машиной? Покажи нам, пожалуйста (катает). Что ты делаешь? (я катаю машину)
Воспитатель: - Ребята, а как еще играют с машинкой? (ответы детей).
Воспитатель: - Алеша, ты молодец, спасибо тебе. Садись на свое место.
Воспитатель: - Ребята, кто еще хочет рассказать про свою любимую игрушку? Опрос 2-3 детей по желанию.
Разноуровневые задания:
1группа детей (дети с высоким уровнем развития речи) : поощрять использование детьми большего количества прилагательных, более детальное описание внешнего вида игрушки и игровых действий с ней.
2 группа детей (дети со средним уровнем развития речи) : в случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы, а дети отвечают полным ответом.
3 группа детей (дети с ЗПР) : работа проводится аналогично описанной выше.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы рассказываете о своих любимых игрушках. А кто запомнил, как мы рассказывали о своих игрушках? (назвала игрушку; рассказала, какая игрушка; назвала цвет; рассказала, как с ней можно играть)
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: - Научились ли вы рассказывать друг другу о своих любимых игрушках? (Да).
- Ребята, вам понравилось рассказывать о своей игрушке? (Да).
5. Перспективный этап.
Воспитатель: - Ребята, кому вы еще расскажете о своей любимой игрушке? (ответы детей).
Литература:
1. Микхиева Н. Ю., Мартин И. В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. – М. : Детство- Пресс, 2016. – 28с.
2. Ушакова О. С., Струнина Е. М, Развитие речи детей 3 – 4 лет: программа: Методические рекомендации: конспекты занятий: игры и упражнения – М. : Вентана-Граф, 2010. – 52-53с.
3. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – 3 – е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 368с.