Валентина Власкина
Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
План семинара
1. Введение в тему.
2. Немного теории.
3. Практическая работа.
4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.
5. Подведение итога (составление памятки для воспитателя)
1. В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимание своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на "богатом могучем" русском языке. Родители никак не могут понять, почему беседу с ребенком не могут заменить компьютерные игры или просмотр мультфильмов, пусть даже они носят обучающий характер. Дети не умеют разговаривать потому, что дома им не уделяют должного внимания - на это у родителей просто нет времени. Поэтому как никогда, актуальной, сегодня является проблема развития речи ребенка со сверстниками и взрослыми. Формируя разговорную речь, мы будем преследовать цель обучения детей рассказыванию, описания картинок.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
2. Рассказ по картине. В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для детей этого возраста немного персонажей и мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям в наиболее сложном деле - понять мотивы действий этих персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспитатель в первой части учебной деятельности организует совместные действия - начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает его двумя- тремя предложениями
В старших группах по обучению составления рассказа помогает план. Детям старшего возраста предлагается внимательно всматриваться в изображения рассказывать подробнее. Может прозвучать такой вопрос: «О чем хочется вам рассказать подробнее?» Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее – описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев.
3. Организационный момент: распределение воспитателей на две группы
Каждая группа получает фрагмент конспекта занятия (картинки выставляются на стенд). Ознакомившись с ним, педагоги должны сказать, какие ошибки были допущены воспитателем, и предложить свой вариант
1группа. Фрагмент конспекта занятия по составлению пересказа сказки «Почему у месяца не платья» с опорой на иллюстрации (подготовительная группа)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Введение в тему](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-199455-1417793682.jpg)
2 группа. Фрагмент конспекта занятия по составлению рассказа по серии картинок «Старший товарищ» (старшая группа).
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Практическая работа](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-199455-1417793797.jpg)
На обсуждение дается 10-15 минут. После чего воспитатели исправляют ошибки и зачитывают свой вариант конспекта. Коллективное обсуждение и принятие единого мнения.
4. Модели помогающие освоить детям структуру рассказа
Модель «Птичкака» На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказов (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-199455-1417793933.jpg)
Модель «Ладошка» На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий. ловкий. быстрый. Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Образовательная технология моделей по составлению рассказов по картине](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-199455-1417794057.jpg)
Модель "Солнышко"ко" На листе картона изображается "солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя. (автор - О. Ушакова)
Использование модели мнемотехники
Составление мнемодорожек по рассказу «Четыре желания»
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Поэтому как никогда актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка со сверстниками и взрослыми](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-199455-1417794882.jpg)
Составление памятки воспитателям
Семинар прошел плодотворно, воспитатели высказали свое мнение по проведению семинара.
Список использованной литературы
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990
Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1982.
Кочетова Н. А. ,Комардина Т. В., Шапошникова С. В., Гладышева Н. Н. Справочник старшего воспитателя- Волгоград:Учитель,2013г.
Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М. : Владос, 2006.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы. СПб., 2005.