гулина людмила михайловна
Конспект занятия «Составление описательного рассказа на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
«Составление описательного рассказа на тему «Зима»
Программное содержание:
связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные);
словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);
Публикация «Конспект занятия „Составление описательного рассказа на тему „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц] и [ч’], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.
Методические приемы:
Организационный момент:
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Артикуляционная гимнастика:
«Приклей конфетку» - положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.
«Наказать непослушный язык» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.
Основная часть:
1. Загадать загадку о зиме:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
2. Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме.
Вспомните, что бывает только зимой. Чем зима отличается от других времен года?
Какой снег зимой? Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (Ответы детей)
- Какая бывает погода зимой? (Холодная, снежная, вьюжная, морозная.)
- Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом.)
-Как живут зимой птицы и звери? (Зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать.)
-Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная.)
-А сейчас придумайте рассказ о зиме. Опишите, какое бывает зимой солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. (Использовать мнемотаблицу)
Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились. Говорите не спеша, чтобы я успела записать. (Записать рассказы детей)
Выясняет, какой рассказ больше понравился, его поместить в уголок для родителей.
Физкультминутка: «Снежинки и ветер»
(Дети изображают снежинки, ветер дует — снежинки кружатся)
3. Вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме (холодная, снежная, морозная, вьюжная) и о снеге (пушистый, белый, искристый, хрустящий).
А сейчас послушайте и догадайтесь, о чем я буду говорить — о зиме или о снеге. Кто догадается, подскажет нужное слово.
Падает пушистый белый. снег.
Про что я сказала? Что я сказала про снег? (Ответ)
4. Дети, вы умеете играть с куклами, машинами. А вы знаете, что со словами тоже можно играть? Хотите, я вас научу?
Игра «Живые слова»
В игре словами будете вы сами. Кто хочет быть словом? (Вызывает по желанию троих детей.) Теперь Ваня, Ксюша, Василиса не обычные дети, а дети-«слова». Ты, Ваня, — слово деревья. Какое ты слово, Ваня? Скажи громко.
Каким словом стал Ваня?
Ксюша будет словом покрыты. А Василиса — словом снегом. Какими словами стали Ксюша и Василиса?
Наши слова стоят по порядку. (Показывает рукой направление — слева направо.) Ваня скажет свое слово и даст руку Ксюше, потом Ксюша скажет свое слово и даст руку Василисе, последней скажет свое слово Василиса.
Дети называют слова, получается предложение.
Про что сказали эти слова? (Про деревья.)
-Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом.)
-Какое первое слово? Какое идет потом? А потом какое?
-Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся и когда я позову: «Слова, ко мне!» — они снова встанут по порядку. (Хлопает в ладоши, дети-«слова» расходятся.)
«Слова, ко мне!» (Дети-«слова» подходят и встают по порядку) – проверить правильно ли встали слова.
Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? (Ответ детей). Правильно, потому что словами были дети: они громко произносили свои названия, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку.
5. Чтение стихотворения: «Курица и цыплята»
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок, то умница. А. Капралова
- Какой звук чаще всего встречался в этом стихотворении?
-Назовите слова, в которых есть звук [ц]. (Ответ)
- Послушайте слово: ку-у-ури-и-ица-а-а. Сколько слогов в этом слове? (Ответ)
Правильно, в этом слове три слога. А в слове умница сколько слогов? (Ответ)
Чтение стихотворение: «Внучка»
Утром дед спросил у внучки:
- Почему не моешь ручки?
- Я не белоручка!
Отвечает внучка. (Б. Авдеенко)
- Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?
- Назовите слова, в которых есть звук [ч’).
- Послушайте скороговорку: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице».
Скажем ее медленно.
- А теперь быстрее. (Дети выполняют).
Итог: что мы делали на занятии, какие звуки мы искали в словах.