Лариса Шевелева
НОД в старшей группе по речевому развитию «Согласный свистящий звук [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД / групповое / старшая группа
Цель: Развивать фонематическое восприятие в процессе дифференциации согласных звонких и глухих звуков.
Задачи:
-* Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильную артикуляцию звука «Ц»;
- закрепить дифференциацию согласных звуков по твердости-мягкости;
- отрабатывать умения определять наличие / отсутствие звука в слове;
- проводить работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза;
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- проводить работу по формированию умений проводить слоговой анализ слова;
- соотносить звук с буквой;
*Коррекционно-развивающие :
- закреплять приобретенные произносительные умения;
- совершенствовать фонематические процессы: фонематическое восприятие и речевой слух;
- совершенствовать просодическую и лексико-грамматическую сторону речи;
- развивать память, воображение, логическое мышление;
* Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к достижению результатов от выполненной работы;
- воспитывать умение слушать педагога;
- создать положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
Оборудование: дидактические пособие «Город Звукоград», «Цветные домики для звуков»; игрушка Звукоешка; схемы-карточки «состав слова»; цветные фишки «звуки»; карточки-картинки слова на звуки «Ц»; буквы «Ц»; карточки гласные буквы «А», «О», «У», «Ы», «Э», «Я», «Е», «Ю», «И», «Е».
Содержание:
Логопед: Ребята, здравствуйте, сегодня Звукоешка спешит в город «Звукоград» страны «Златоустья», чтобы выучить новый звук. Идет он по дорожке, на дорожке встретил маленького цыпленка. «Ты кто и что тут делаешь? – спросил Звукоешка цыпленка». «Я, маленький цыпленок Цып-цып. Я хотел для любимой мамы Курицы собрать цветов на полянке и заблудился. Пи - пи». «Как же тебе помочь? – задумался Звукоешка». Тут на полянку выбежал заяц. «Ой, Цып-цып, тебя ищет мама Курица. Совсем обыскалась, волнуется! – сказал заяц». «Заяц, а ты можешь проводить цыпленка к его маме? – попросил Звукоешка зайца». «Да! Цып-цып, спешим к твоей маме!» Цыпленок и Заяц быстро убежали. «Ой, как хорошо, что цыпленок нашел свою маму. Заяц ему помог, а цыпленок очень любит маму, для нее нарвал цветов. Когда я разговаривал с цыпленком и зайцем я слышал один звук, он очень похож на звук «С» и звук «З», только немножко другой».
- Ребята, вы услышали, какой новый звук услышал Звукоешка?
Дети: Звук «Ц».
Логопед: Ребята, в городе «Звукоград», Ревечок встретил Звукоешку, чтобы рассказать о новом свистящем звуке «Ц». Чтобы его правильно произнести, губы в широкой улыбке, зубы сомкнуты, язычок упирается в нижние передние зубы, продуваем воздух, выдох холодной струи.
(дети выполняют упражнение «звук Ц»)
- Ребята, звук Ц – согласный или гласный звук?
Дети: Согласный / объяснение – работали все органы артикуляции совместно.
Логопед: Чтобы вы, ребята, не забыли звук «Ц», художник нарисовал картинку «цветы», вот буква «Ц», которая обозначает звук «Ц».
*Упражнение «Звук «Ц» - сопряженная гимнастика.
- Ребята, к нашему согласному звуку «Ц» спешат гласные звуки, чтобы узнать со всеми ли гласными звуками он дружит. Нам помогут буквы.
*Упражнение «Звук – слог – слово» :
/ гласные, которые придают твердость согласным звукам /
- Ц – а – ца – цапля;
- Ц – о – цо – цоколь;
- Ц – у – цу – цукини:
- Ц – ы – цы – цыган;
- Ц с э – не дружат.
/ гласные, которые придают мягкость согласным звукам /
- Ц с я – не дружат;
- Ц с е – не дружат;
- Ц с ю – не дружат;
- Ц – и – ци – цирк:
- Ц – е – це – цена;
Логопед: Ребята, вы услышали, что со звуками и и е, звук ц произносится твердо. Это особенность звука, какая гласная у него в паре, этот звук всегда твердый.
*Упражнение «Домик» - какого цвета домик у звука «Ц» - синий / всегда твердый звук.
*Упражнение «Где живет звук в слове?» - определить место звука в слове.
/ работа с карточками-схемами, работаем синий фишкой /
- цапля, мельница, кузнец.
*Упражнение «Имена со звуком «Ц» - Цезарь.
Логопед: Ребята, мы познакомились с новым согласным свистящим звуком «Ц», который всегда твердый. Вы и Звукоешка будем с ним дружить. Звукоешка, спасибо тебе и до встречи в стране Златоустья.