Надежда Замятина
Социальное партнерство как средство приобщения дошкольников к основам мировой культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Социальное партнерство как средство приобщения
дошкольников к основам мировой культуры»
Старший воспитатель высшей квалификационной категории
Замятина Н. Н. ЧДОУ
«Детский сад №117 ОАО «РЖД» г. Пенза
Замятина н. н. : |
Из опыта работы |
Публикация «Социальное партнерство как средство приобщения дошкольников к основам мировой культуры» размещена в разделах
Поликультурное образование – это процесс целенаправленной социализации подрастающего поколения, обеспечивающий освоение образцов и ценностей национальной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества. Главная цель педагогического коллектива дошкольного учреждения - формирование творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей. Передача уникального этнокультурного наследия, общечеловеческих, эстетических и культурных ценностей детям осуществляется в логичной последовательности: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов к пониманию мировой культуры с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.
В целях успешной реализации задач поликультурного образования наше дошкольное учреждение использует потенциал социального партнерства. Многоаспектное взаимодействие с Пензенским государственным краеведческим музеем, Пензенской картинной галерей им К. А. Савицкого, Детской музыкальной школой №5, Пензенской областной библиотекой для детей и юношества направлено на использование образовательного и воспитательного потенциала данных социокультурных институтов для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка. Мы считаем, что чем шире круг культурных связей и социальных контактов у ребенка, тем больше потенциальных возможностей для самореализации и успешной социальной интеграции в процессе жизнедеятельности и рассматриваем музейную педагогику как способ творческого развития личности, способной и готовой войти в региональную, мировую культуру.
Взаимодействие с каждым социальным институтом решает свои определенные задачи в личностном развитии дошкольников, и органично интегрируется в блок «Земля – наш общий дом», входящий в образовательную программу ДОУ.
Сотрудничество с Пензенским государственным краеведческим музеем открывает большие возможности для формирования творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего, исторического сознания и ощущения себя в потоке времени; развития творческой активности, эстетических чувств, эмоций, воображения, фантазии, вкусов, идеалов с помощью музейных средств; воспитания музейной культуры.
В основу разработки совместного плана работы с сотрудниками музея был положен комплексный подход, включающий использование элементов народного костюма - музейного экспоната, народных обрядов и сказок, вовлекающий ребенка в увлекательное действо – знакомство с людьми разных национальностей, населявших Пензенский край.
Научные сотрудники музея проводят занятия с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Музей и культура», которая включает следующие тематические направления: «История и этнография», «Что такое памятник», «Природа родного края», «Календарно-обрядовые праздники».
На занятиях используются конкретные музейные экспонаты, происходит моделирование разнообразных ситуаций с целью осознанного чувственного «переживания» музейных экспонатов, помещение предмета в то время, когда он был создан или когда использовался, создаются игровые ситуации, направленные на развитие ассоциативных связей, организуется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность детей, театрализация.
Интересные увлекательные путешествия «О чем помнит старый город», «Как на масленой неделе», «Святочные вечера», «Абашевская игрушка», «Во всех ты, душечка, нарядах хороша», и др. помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит осваивать, преобразовывать и присваивать историко-культурные ценности. В процессе игрового взаимодействия развивается память, творческая фантазия, воображение, мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.
В ходе игры-экскурсии «Как жили древние люди» дети знакомятся с археологическим прошлым: вместе с виртуальным героем - мальчиком Крэком они отправляются в далекое прошлое, к первобытным людям. Музейные экспонаты - первобытные орудия труда (каменный топор, скребок, проколка, приспособление для добывания огня погружают детей в историческое прошлое: они знакомятся с особенностями быта, труда и занятий древних людей, животными, которые населяли землю в то далекое время. В процессе путешествия помогают мальчику находить выход из сложных ситуаций, учатся добывать огонь и т. д. Знакомство с историческим прошлым продолжают занятия, «Основание города-крепости Пенза», «О чем помнит старый город».
Циклы занятий «Святочные вечера», «Во всех ты, душечка, нарядах хороша», «Как на масленой неделе» знакомят дошкольников с традициями народов Поволжья, самобытностью национальных русских, мордовских, чувашских костюмов, погружаясь в магическое значение каждого элемента национальной вышивки. Дошкольники имеют возможность примерить костюмы и побывать в роли моделей, демонстрирующих наряды перед сверстниками; загадать желание, принять участие в рождественских гаданиях, побывать в разных ролях во время масляной недели. Завершает цикл занятий фольклорное развлечение с веселыми хороводами, слушанием национальных песен.
В результате социального партнерства с краеведческим музеем у дошкольников расширяются представления о человеке в истории, закладываются социально-нравственные ценности, уважение к культуре, быту, традициям народов, населяющих Пензенскую область. И, наконец, происходит воспитание музейной культуры, как части общей культуры человека : умение оценивать предметы музейного значения, бережное отношение к памятникам, их охрана, осознание своей ответственности не только за сохранение, но и за преумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Об успехах дошкольников говорят результаты диагностики выпускников дошкольного учреждения : сформированы представления об историческом прошлом родного города, страны – 79%; основы музейной культуры – 77%; культурологические и нравственные представления – 89%.
Главная задача социального партнерства ДОУ с Пензенской картинной галереей имени К. А. Савицкого в эстетическом воспитании дошкольников – это организация деятельности детей, способствующей развитию эстетической культуры ребенка. Эстетическая культура личности – это результат активного творческого усвоения личностью культурного наследия общества.
Для дошкольников сотрудниками галереи разработана программа, включающая следующие разделы: «Краеведение», «Мировая художественная культура», «Виды и жанры изобразительного искусства». Применение разнообразных приемов и форм работы с детьми на занятиях, использование интерактивных средств обучения создает атмосферу заинтересованности, сотрудничества, способствует возникновению ярких положительных эмоций, приносит радость.
На всех занятиях используются музейные предметы из фондов галереи. Дети на только получают информацию, они её переживают. Это помогает формировать гуманистическую систему ценностей, эмоциональное поле, эстетические вкусы, развивает фантазию и воображение.
В плане взаимодействия с социальными партнерами предусмотрена взаимосвязь и взаимодополнение занятий основных блоков. Так блоки «Краеведение», «История и этнография» успешно дополнены занятиями, проводимыми сотрудниками картинной галереи: «История земли Пензенской. Велено крепость строить!», «Сказка о Пензенских реках», «Лента времени. Что такое время», «Первобытные люди», «Город мастеров – средневековый город», «История фарфоровой чашки», «В стране пирамид – путешествие в Египет», «Мифы и легенды Древней Греции» и др.
Разделы «Мировая художественная культура», «Виды и жанры изобразительного искусства» включают разнообразные занятия эстетического цикла: «Сказка о красках», «Пейзаж. Четыре времени года», «Что такое натюрморт?» «Портрет. Как возник этот жанр», «Черно-белая сказка. Анималистический жанр», «Как работает скульптор», «Королевство графики» и др. В процессе знакомства с лучшими образцами отечественного и мирового изобразительного, архитектурного искусства, происходит формирование художественных представлений, эмоционального отношения к предметам и явлениям действительности, возникает интерес к различным видам искусства.
В результате у детей не только повысился интерес к продуктивной художественной деятельности, практические навыки в различных видах художественной деятельности стали более совершенными. Показатель этого – отражение и оценивание окружающей действительности детьми через художественный образ, концентрирующий взаимосвязь содержания мира и изобразительно-выразительный способ его передачи в рисунках, поделках, коллажах, плакатах, панно.
Выставки детских рисунков, совместного творчества детей и родителей, детей и педагогов ДОУ в детском саду, на железнодорожном вокзале ст. Пенза, в Библиотеке для детей и юношества, в торговых центрах города («Осень золото роняет», «Весенняя капель», «Любимый город», «Пусть всегда будет мир!», «Самый веселый праздник в году» и др.) пользуются большим успехом.
Воспитанники детского сада являются победителями региональных, всероссийских творческих конкурсов: «Я - копия родителей» (Диплом II место, «Мир сказок» (Диплом I, II место, фото - конкурс «Новогодняя открытка» (Диплом III место, Конкурс детского творчества, посвященный 175-летию железных дорог России (Публикация рисунка в альбоме-каталоге, Конкурс детского рисунка, посвященный 50-летию полета Юрия Гагарина в космос (Публикация рисунка в альбоме-каталоге «Дорога к звездам»); Международный конкурс «Мир во всем мире» (Диплом I место); «Любимой мамочке» (Диплом I).
Итоговые результаты мониторинга художественно-эстетического развития выпускников детского сада, характеризующие отношения, интересы, способности в области художественной деятельности: эстетическое отношение к окружающей действительности сформировано у 74% дошкольников, развито воображение у 81% детей, знакомы с разными видами искусств – 87%, самостоятельно определяют замысел своей работы и воплощают его – 79%, владеют композиционными умениями – 75%, способны передать в работе представления об историческом прошлом Родины, посредством изображения деталей костюмов, интерьера, предметов быта – 64%.
Социальное партнерство с Детской музыкальной школой №5 города Пензы и Пензенской областной библиотекой для детей и юношества значительно дополняет и расширяет возможности культурно-образовательного пространства и педагогов ДОУ, в художественно – эстетическом, социально-личностном воспитании дошкольников.
Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает душу». Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь ко всему окружающему. Это способствует формированию полноценной личности, способной чувствовать и сопереживать.
На встречах с преподавателями и учащимися музыкальной школы дошкольники знакомятся с лучшими произведениями классической, народной, современной музыки, композиторами, различными музыкальными инструментами. Дошкольникам предоставляется возможность послушать исполнение того или иного произведения на различных музыкальных инструментах: гитаре, фортепиано, скрипке, аккордеоне, баяне, балалайке. Знакомство с высокохудожественными образцами музыкального искусства способствуют формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, музыкальных способностей и предпочтений, обогащает духовный мир детей, вносит черты целостности и гармонии в мироощущение, расширяет и обогащает эмоциональный опыт.
Совместные тематические вечера, музыкальные гостиные, досуги, концерты, развлечения («Русские народные инструменты», «Веселые нотки», «В гостях у королевы скрипки», «Угадай мелодию») основаны на основополагающем принципе – принципе художественности.
Социальное партнерство ДОУ с Музыкальной школой № 5 имеет положительные результаты: вырос интерес к музыкальным произведениям, сформирован устойчивый интерес к слушанию музыки у 69%, обладают основами культуры слушания музыки различных жанров – 73%, различают выразительные особенности музыки – 89%, эмоционально воспринимают музыкальное произведение и адекватно реагируют на прослушанную музыку – 91%, способны дать оценку прослушанной музыки, высказывать свои эстетические суждения – 64%.
Воспитанники детского сада являются победителями международного фестиваля искусств, проходившего в г. Самаре (Дипломы I и III степени, Диплом III степени в V Юбилейном международном фестивале-конкурсе «Звездный дождь» в номинации «Вокал-соло». 29% выпускников ДОУ учатся в музыкальных школах города; 39% - занимаются в танцевально-хореографических студиях; 14% являются учащимися художественной школы г. Пензы.
Использование традиционных функций библиотеки – просветительской, образовательной, развивающей, культурной, воспитательной, социальной, помогает педагогам ДОУ не только повышать читательскую активность воспитанников и их родителей, но и приобщать дошкольников к культуре чтения, словесному искусству расширять их кругозор, формировать целостную картину мира, развивать литературную речь, обучать нормам и образцам взаимоотношений и поведения, развивать коммуникативные навыки.
Сотрудничество детского сада и библиотеки состоит из разнообразных мероприятий, входящих в циклы «В гостях у матушки природы», «У разных народов разные сказки», «Народная игрушка», «Фестиваль детской книги», «Любимые герои сказок», «Я в мире, мир во мне», «Все профессии нужны, все профессии нужны», «Делаем сами».
Формы проведения занятий разнообразны:
интерактивные путешествия «По русским народным сказкам», «Путешествие по стране чудес сказок Л. Кэрролла»;
виртуальное путешествие «Кукольный театр детям»;
час познания «Наша Родина – Россия», «Слава русской игрушки»;
актуальный разговор «Я в мире, мир во мне».
В цикле занятий «Делаем сами» дошкольники погружаются в атмосферу творческой мастерской «Лепим героев сказки», «Волшебная палитра природы», «Новогодний сувенир» и т. д. В своих работах дети отражают впечатления о прочитанных произведениях, выражают свое отношение к окружающей действительности, к героям произведений.
Для повышения читательской активности, привлечения к посещению библиотек, педагоги ДОУ устраивают выставки детских работ своих воспитанников в стенах библиотеки. Дети приглашают родителей на выставки, посмотреть на свои творения, а заодно и берут интересные книги. Чтобы дети стали активными читателями и посетителями библиотеки, ведется дополнительная работа с родителями «Дневник читателя». Его ведет воспитатель совместно с родителями. В дневник заносятся впечатления детей о произведениях, прочитанных детям, рисунки героев произведений и т. д. На основе данных дневников составляется карта детских читательских интересов.
Взаимодействие нашего дошкольного учреждения с социокультурными институтами города дает дополнительный импульс для духовного развития, обогащения личности ребенка, приобщения к основам мировой культуры и имеет положительные результаты. Результаты диагностики освоения программы поликультурного образования выпускниками детского сада: усвоение морально-этических норм составляет – 99%; владеют знаниями: об окружающем социальном мире, морально-этических нормах – 97%, о родном городе, стране, о своей семье – 100%, об основах взаимоотношений с людьми – 89%, о традиционной культуре народов Поволжья – 100%, о культуре других народов – 98%, способны воспринимать особенности и различая людей других национальностей – 96%, применяют полученные знания в различных видах детской деятельности – 99%.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования положительного отношения к представителям других национальностей. Для маленького ребенка не существует понятий «свой» и «чужой» в национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и деятельностном уровнях. Одна из главных задач поликультурного воспитания дошкольников - формирование национальной идентичности и представлений о многообразии культур в отдельном населенном пункте, стране и в мире, воспитание заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развития умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями других культур.
Используя ресурсы социокультурной среды г. Пензы педагогический коллектив ДОУ успешно реализует задачи поликультурного образования и осуществляет основную миссию дошкольного образования – формирование основы, фундамента для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, мировую культуру, его социализации в современном мире.
Атмосфера, созданная педагогами ДОУ и нашими социальными партнерами, позволяет наполнить повседневную жизнь детей интересными событиями, делами, встречами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует приобретению не только знаний, но и опыта широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками