Надежда Никитина
Музей как средство приобщения детей к ценностям народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети живут в двадцать первом веке. Это время передовых инновационных технологий и компьютеризации. Как принято сейчас говорить - «шаг в будущее!». Пока взрослые решают куда шагать – вперед или назад, наши дети как губка мгновенно впитывают в себя все то, что им предлагает социум, забывая о нравственности, патриотизме, любви к своему краю, городу, семье. С каждым днем все быстрее растет уровень детей со скрытой или явной патологией как в поведении, так и в здоровье, что мгновенно влияет на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Дети перестают играть в коллективе, предпочитая коллективным играм компьютерные, с уже установленными правилами. А ведь еще А. С. Макаренко считал, «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». С каждым годом работать, с такими детьми, становиться все сложнее и сложнее. В глазах у детей пропадает искра любопытства и заинтересованности к окружающему, к прекрасному. Как успеть уберечь детей от зла насилия и несправедливости, которое с каждым годом все быстрее паразитирует детство ребенка, заковывая в тяжелые кандалы безнравственности безразличия и апатичности! Где ответ на вопрос? А. С. Макаренко неоднократно отмечал, что «Главные основы воспитания закладываются до 5 лет» и более плодотворным оно развивается в нетрадиционной обстановке. Значит, основная роль решения данной проблемы ложится на плечи педагогов дошкольных учреждений, которые просто обязаны разжечь и поддерживать «огонек» любви и преданности к вечному прошлому, настоящему, будущему.
Публикация «Музей как средство приобщения детей к ценностям народной культуры» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Я педагог практик, поэтому исходя из психа- физиологических особенностей детей дошкольного возраста и наличие в детском саду музейной среды, проанализировав методическую литературу о музейной педагогике, пришла к выводу, что проблему надо решать, обращаясь к народным традициям, культуре своего народа, ведь как гласит народная мудрость «Новое-это хорошо забытое старое».
В Москве, да и не только, огромный выбор музеев, каждый по-своему хорош, но проблема в том, что по ряду причин родители очень редко куда выбираются со своими детьми, ссылаясь на свою занятость. Но, даже если у взрослых и получается осуществить поход в тот или иной музей, то дети, попав туда зачастую испытывают на себе тяжкую обязанность присутствия, не понимая насколько ему это нужно. Почему так происходит? Да потому, что детей не научили «читать» увиденное. Прощупать все великолепие пятью органами чувств. А ведь каждый музей может представить огромное количество экспонатов прошлого и настоящего, которые обусловливают специфику воздействия данных предметов на развитие личности и формирование мировоззрения, отношения человека к нерукотворному и рукотворному, другим людям и самому себе.
Если обратиться к русскому словарю Ушинского, то «Музей с греческого-museion- «храм муз». Учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников истории искусств, а также естественно- научных коллекций и ведущее культурно-просветительскую работу». Л. М. Шляхтина отмечала, что «Музей предстает перед нами как творческая «лаборатория», «сокровищница», «машина времени», переносящая нас в другие времена и страны». З. Стронский считал «Музей отбирает и хранит не «вещи», а документы, которые являются свидетельствами процессов, происходящих в природе и обществе. Смит П. Бекси «Если музей оказывается центром общественной жизни, он безусловно становиться храмом, клубом, университетом-всем вместе».
Конечно, будем идеалистами в решении данной проблемы. Для достижения поставленной цели, усилий одного педагога будет не достаточно. Здесь необходима помощь и специалистов данного учреждения, педагогов, родителей. И только этот «клубок» даст положительный результат. Необходима система действий.
Таким образом, мной были выведены функции музея, его принципы работы. Разработана система занятий, в основе которых лежали забытые обычаи, традиции наших предков.
Очень хочется верить, что провозглашение правительством 2014 года годом культуры, тоже даст свои «плоды» !.
Главное не ждать, а работать, воспитывать и развивать в детях любовь к прошлому быту, что позволит вырастить высоко - нравственного гражданина России.