Алена Куулар
Социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста через совместную деятельность с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Страна детства»
Консультация на тему:
«Социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста через совместную деятельность с родителями воспитанников»
Подготовила:
воспитатель 1 кв. категории
Куулар Алена Эдер-ооловна
07.11.2017г.
Консультация на тему:
Публикация «Социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста через совместную деятельность с родителями воспитанников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
«Социальная адаптация детей младшего дошкольного возраста через совместную деятельность с родителями воспитанников»
«Детство –это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний день».
В. А. Сухомлинский
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно является новым еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Понятие адаптация используется при анализе систем, социально психологического анализа группы и коллективов, социального и антисоциального поведения, в педагогике и психологии воспитания.
Исследования показали, что поступление в ДОУ представляет для ребенка значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию.
Психологи указывают, что биологическая перестройка происходит в период первоначального пребывания ребенка в детском саду.
Наряду с биологической осуществляется и социальная адаптация, т. е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.
Психологи различают три степени адаптации : легкая, средняя и тяжелая.
При легкой адаптации наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние. Оно выражается в снижение речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшения сна и аппетита. Обычно эти явления происходят в течение первых двух недель пребывание в детском саду.
Адаптация средней тяжести выражается в значительных длительных сдвигах поведения, которые нормализуются лишь к концу первого месяца. Ребенок на некоторое время теряет вес, нарушается сон.
При тяжелой адаптации ребенка привыкание идет длительно и сложно, затягивается порой на несколько месяцев. Проблему детской адаптации рассматривали Р. В. Ямпольская, Н. Д. Ватунина и др. они утверждали, что важно с первых дней пребывание ребенка в ДОУ правильно организовать педагогический процесс с учетом этих трудностей.
С приходом в детский сад изменяется и социальное положение ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В ДОУ он становится членом детского коллектива, становится равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроится, изменить свое поведение, вступить в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушению сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка требует биологической и социальной адаптации.
И в жизни ребенка появляется новый человек - воспитатель, от которых надолго будет зависеть настроение и самочувствие ребенка в течение дня. Для детей воспитатели главные люди в саду, которые о нем заботятся, развивают, обучают, воспитывают. Эта работа планируется, подчиняется определенным правилам, используются конкретные методики работы с детьми.
Процесс введения ребенка в систему общественного воспитания- сложный. Характер периода адаптации будет зависеть оттого, на сколько правильно умеет воспитатель понять нужду ребенка, его интересы, наклонности и не усугубить его состояние; своевременно удовлетворить эти нужды, чтобы снять эмоциональное отношение. Выбрать соответствующие характеру его поведения приемы и методы педагогического воздействия ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого для каждого ребенка ведется индивидуальный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в детский сад, фиксируется результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу- психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к дошкольному учреждению и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
В процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению воспитателям рекомендуется :
использовать элементы телесной терапии;
по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.
предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой.
рассматривать сказки, петь колыбельные перед сном.
использовать игровые методы взаимодействия с ребенком.
создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.
Как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания. В младшем дошкольном возрасте большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Вместе с тем, в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие. В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться с проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной игровой деятельности.
Адаптационный период считается законченным, если:
- эмоциональное состояние ребенка устойчиво; ребенок есть с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается в бодром настроении; эмоционально общителен с окружающими, легко вступает в контакт; играет со сверстниками или один; у ребенка не наблюдается излишнего мышечного напряжения; может себя занять свободное от занятий время.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители и воспитатели – два берега одной реки. Спасибо, за внимание!