Наталья Гончарова
Словесные игры по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
по звуковой культуре речи
для детей старшего дошкольного возраста
У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.
Публикация «Словесные игры по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.
У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре.
В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Игры
«Стихи про звуки»
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
«Ш - ш - ш» - шуршит опавший лист.
«Ж - ж - ж» - шмели в саду жужжат.
«Р- р - р» - моторы тарахтят.
«Необычная песенка»
Цель. Развитие артикуляционного аппарата.
Ход игры. Дети распевают гласные звуки на мотив любой знакомой мелодии. Педагог сообщает: однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку. Первыми выступили большие толстые жуки. Они важно пели: о-о-о (дети пропевают мелодию на звук о). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку (дети исполняют ту же мелодию, но на звук «А»). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипках: И_И_И (дети напевают ту же мелодию на звук и). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши мальчики и девочки.
«Угадай сколько звуков»
Воспитатель произносит звуки : «АУ», «АУИ», «ЭЫО» и задаё т вопрос:
- Сколько звуков я произнесла?
-Какой первый (второй, третий) звук?
Упражнение «Повтори, не ошибись»
Попросить детей послушать, запомнить и повторить ряд гласных звуков (слогов).
«А-У-О», «И-Э-У-Ы», «СА-СО-СЫ-СИ», «ТИ-ТО-ТА-ТЫ» и т. д.
Игра: «Делим слова на слоги».
Цель: научить делить слова на слоги (используется мяч)
Буду я сейчас водить,
Буду я произносить
Какое-нибудь слово.
Вам нужно повторить,
Потом на части разделить.
Под мяч начинаем! Мама (ма - ма, сады (са - ды, Родина (Ро- ди на, сливы (cли- вы).
Игра «Найди свою игрушку»
В обруч положить вперемежку игрушки: ёжик, жираф, флажок, жук, медвежонок, ножик, жёлудь, зайка, замок. Коза, ваза, роза, грузовик, зонтик. Разделить детей на команды. Одна команда собирает игрушки, в названиях которых слышится звук «З», а в другую «Ж». Команды с игрушками встают напротив друг друга. Каждый участник называет свою игрушку и определяет позицию звуков «Ж» или «З» в слове.
Упражнение «Повтори, не ошибись»
Предложить детям послушать, запомнить и повторить ряды согласных звуков («М-П-Т-К», «Т-М-П-К» и т. д.)
Упражнение «Назови первый звук»
Выставить на наборное полотно предметные картинки: мак, масло, мыло, мука. Предложить назвать, что изображено на них. Спросить, с какого звука начинаются эти слова. Так же рассмотреть следующие группы картинок.
• Мяч, машина, молоко.
• Кот, корова, курица.
• Пирамидка, пальма, пылесос.
Упражнение «Олимпийский чемпион»
Предложить детям назвать слова со звуком «Р» («Л», «М») в начале, середине и в конце. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры определяется победитель – участник, набравший наибольшее количество фишек. Ему вручают флажок чемпиона.
Дидактическая игра «Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «жа».
«Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
Игра «Наоборот»
Воспитатель называет «ЗА» и бросает мяч ребёнку. Тот произносит «Зя» и возвращает мяч логопеду. И т. д.
Игра «Замени звук»
Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Ход игры:
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
«Какого звука не хватает?»
Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Материал: Предметные картинки на каждое слово.
Ход игры:
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
«Кто больше?»
Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры:
Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)
Цель: Развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры:
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Назови картинку и найди первый звук»
Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Материал: Карты с нарисованными картинками.
Ход игры:
У детей – карты с нарисованными картинками.
Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закрое т свои картинки
Лото «Назови картинку и найди первый звук»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.