Наталья Хен
Учебно-методический материал «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методический материал
по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Хен Н. В.
«Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Публикация «Учебно-методический материал „Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности и период, когда ребенок быстро и жадно познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений. Именно в этот период активно начинают овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений.
Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип общения.
ПРИЧИНЫ НИЗКОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ:
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошел в жизнь ребенка дошкольного возраста. Дети мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению книг и прослушиванию произведений детской художественной литературы. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютер заменили собой живое речевое общение.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
• развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки и театрализованной деятельностью.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• Продолжать знакомить со сказками.
• Продолжить формировать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь.
• Обогащать словарь детей.
• Развивать монологическую и диалогическую речь, творческие и театральные способности.
• Обучать детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, так же при описании картин, природы и т. п.
• Создать условия для развития речи детей средствами сказок и театрализованной деятельностью.
• Воспитывать личностные качества при выступлении на публику – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети старшей группы : участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).
Воспитатель: организует деятельность детей
Музыкальный руководитель: организует музыкальное сопровождение театрализованных представлений, постановок.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительно - информационный:
Изучение методической литературы по теме проекта.
Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, картин, пословиц, поговорок.
Подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед.
II этап. Практический - познавательный:
Организация познавательной деятельности детей :
Провести цикл познавательных мероприятий. Создание мини – библиотеки по сказкам. Познавательная беседы «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки». Познавательные мероприятия. Отгадывание загадок о сказочных героях. Заучивание сказки «Репка» для постановки. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Любимая сказка».
Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов-сказок, дидактические и сюжетно-ролевые игры, ситуативное общение.
III этап. Заключительный:
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Показ инсценировки р. н. с. «Репка»;
Презентация проекта
Предполагаемый результат.
Общение и речь детей станут более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. На публике будут выступать смелей, используя возможности голоса, интонаций, мимики и жестов.
Содержание работы с детьми.
• Беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки», «какие сказки вам читают дома»
• Чтение разных сказок
• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
• Пересказ прочитанных сказок.
• Самостоятельное составление сказок.
• Рассказывание сказок собственного сочинения.
• Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
• Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
• Загадки о сказках, героях сказок.
• Викторина по сказкам.
• Инсценировка сказки «Репка».
Организация развивающей предметно-пространственной среды
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая рассматривается как система, стимулирующая речевое развитие ребенка, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности в образовательных областях, способствующая общему развитию дошкольников
Для развития речи используется все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны. Например, в игровой зоне активизируется речь детей в процессе самостоятельной деятельности, в процессе сюжетно-ролевых, режиссерских и других игр; в зоне развития речи обогащается и активизируется словарь в процессе ознакомления детей с художественной литературой (книжный уголок, библиотека); в театрально игровой деятельности развитие речи, общение происходит средствами различных видов театров.