ольга шувайкина
Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО отмечено, что художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Публикация «Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей» размещена в разделах
Основная цель педагогов ДОУ: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
1. Организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
2. Совместная деятельность педагогов и детей,
3. Самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды); организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.
Для успешной художественно-эстетической деятельности детей, педагогам, важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки и творчества. Профессионализм и мастерство педагога во взаимодействиях с ребенком должно включать в себя: уважение к личности ребенка, теплоту взаимоотношений, подкрепляя ее тактильным контактом и доверительностью, поощрение самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы, формирование позитивных взаимоотношений, направленных на формирование художественно-эстетическую деятельности детей
Художественно-эстетическое воспитание детей это целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей.
Вся работа по художественно – эстетическому направлению предусматривает интегрированный подход по разделам программы:
музыкальное воспитание; изобразительная деятельность; театрализованная деятельность; знакомство с художественной литературой; ознакомление с природой.
Интегрированный подход в художественно – эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творческие способности.
Например, знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. Педагоги в системе работы по художественно – эстетическому развитию должны применять инновационные технологии, это «мозговой штурм»; применение нетрадиционных способов изображения; проектирование предметно-пространственной среды; мастер-класс; авторские фото, видео отчеты; использование мультимедийной техники; проектный метод.
Применяя нетрадиционные техники изображения, педагог сформирует у детей технические умения при использовании некоторых способов рисования в зависимости от выбранного материала; у детей начнет развиваться воображение, фантазия, творческий поиск вариативного изображения. Большие возможности для развития фантазии дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ:
Задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек, ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и умение дорисовывать его; игры с линией позволяют проявить фантазию и в маленькой закорючке увидеть птиц, зверей либо предмет; игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо; задания «Нарисуй настроение», «Рисую музыку», помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира; уйти от стереотипности в изображении.
При проведении занятий могут быть использованы элементы арт-терапии. Дети перевоплощаются в деревья, цветы, животных. От «лица» (птиц, деревьев, животных) рассказывают о своих чувствах, переживаниях, этот приём позволит ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь повлияет на качество передачи образов при рисовании.
С детьми дошкольного возраста можно использовать работу : восковыми мелками и оттиском мятой бумаги нарисовать «Осеннее дерево»; применяя технику кляксография, изобразить «Грустное дерево»; используя технику оттиска поролоном, изобразить «Яблоню с румяными яблочками»; с помощью техники монотипия нарисовать «Дерево, отражающееся в воде»; в технике цветной или чёрно-белый граттаж дети могут изображать «Сказочный лес». набрызг при изображении «Брызги волн»; Проводя на практике занятия с разными нетрадиционными изобразительными техниками, дети создают неповторимые, не похожие один на другой рисунки.
Свободный выбор изобразительных материалов даёт возможность оценить ребёнка, проследить какой техникой он пользуется свободно, а в применении какой ему необходима помощь.
Привитие эстетического вкуса, развитие умения замечать и ценить прекрасное в окружающей жизни для воспитанников начинается с интерьера детского сада, красоту, которой создают коллектив сотрудников и родителей. Потребность инновационной практики дошкольного образования заключается также и в создании правильной организации предметно – пространственной среды и постоянном ее обновлении.
Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле, иметь театральные, игровые, музыкальные уголки, уголки изо - деятельности. В группах необходимо оформлять выставки народно – прикладного искусства и детских поделок. Иметь в наличии предметы декоративно – прикладного искусства, (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров, а также необходимый художественных материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования. Для занятий музыкой в каждом детском саду есть музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в группах кукольный, настольный, пальчиковый, театры. Эффективно использовать раздевалки в групповых комнатах и коридорах, в которых, например, разместятся выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Один из важнейших компонентов в системе работы по художественно-эстетическому воспитанию детей является сотрудничество с семьей, вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
С целью просвещения родителей используются разные формы взаимодействия. Оформление папок-передвижек: «Игры, которые вы можете использовать дома», «Организация домашнего кукольного уголка», «Наши папы, наши мамы», обзор новинок литературы на родительских собраниях и организация выставки соответствующих пособий с краткой аннотацией.
Успешное решение задач художественно-эстетического развития возможно при использовании метода поощрения, поэтому в ходе бесед педагоги напоминают родителям, что нельзя смеяться над детскими рисунками, поделками, даже если они еще далеки от совершенства, следует поощрять любые, даже самые незначительные «личные находки».
Организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей, в рамках которого проводятся: демонстрация достижений детей в различных видах художественной деятельности (музыкальной, речевой, изобразительном творчестве, ручном труде);совместные мероприятия с участием педагогов, родителей и воспитанников, организовать тематические и персональные выставки не только детского творчества, но и творческих успехов родителей. Успешно организованная в ДОО работа содействует тому, что родители станут полноправными участниками образовательного процесса: вместе с детьми будут участвовать в проектах, конкурсах, выставках, утренниках, развлечениях. Все это будет способствовать обогащению семейного опыта, сплочению взрослых и детей в общих делах, а главное – созданию условий для художественно - эстетического развития дошкольников.