Марина Лосева
Из опыта работы «Содержание работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.
Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. Основные достижения данного возраста напрямую связаны с развитием интереса к конструированию. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования, проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняться в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы, и особенно память.
Публикация «Из опыта работы „Содержание работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников 4–5 лет“» размещена в разделах
Основными задачами художественно-эстетического развития являются :
– развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
– развитие детского творчества;
– приобщение к изобразительному искусству.
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать : их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций, художественных материалов.
5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» призвана сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. Вся система художественно-эстетического воспитания в ФГОС ДО нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Чтобы решить обозначенную проблему, нужно решить следующие задачи:
• способствовать овладению ребенком знаниями художественно-эстетической культуры;
• развитие способности к художественно-эстетическому творчеству;
• развитие эстетических психологических качеств личности ребенка, которые включают эстетическое восприятие, чувства, оценку, вкус и другие психические категории эстетического воспитания.
Система работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия словесного искусства включает блоки: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями, взаимодействие с воспитателями.
Взаимодействие воспитателей и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы :
Формы работы
Режимные моменты:
• Индивидуальные
• Подгрупповые
Совместная деятельность педагога с детьми:
• Групповые
• Подгрупповые
• Индивидуальные
Самостоятельная деятельность детей:
• Индивидуальные
• Наблюдение.
• Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы.
• Игра.
• Игровое упражнение.
• Проблемная ситуация.
• Конструирование из песка.
• Лепка, рисование, аппликация.
• Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.).
• Создание коллекций.
• НОД (рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка).
• Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр.
• Экспериментирование.
• Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.
• Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).
• Тематические досуги.
• Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи.
• Проектная деятельность.
• Украшение личных предметов.
• Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).
• Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.
• Самостоятельная изобразительная деятельность.
Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, где дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим миром, игры, музыкальные занятия и др.). Для работы по изобразительной деятельности я выбираю наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
У детей начинает формироваться художественный вкус. Дети могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы, переданные изобразительными средствами. В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании иллюстраций. С целью развития детского творчества предлагаю ребятам творческие задания. Они способствуют не только передаче выразительности образа, но и вносят некоторое разнообразие в процесс изобразительной деятельности. Так, давала творческое задание: «Нарисуем, как желтые, красные листья кружатся» Дети рисуют листья, падающими на землю. Хотя для всех задание одно, но каждый ребенок рисует по-своему, передает свое умение, свое отношение к образу.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации предлагала коллективные занятия, которые требуют от детей совместных усилий, сочетания изобразительных умений, согласованности действий.