Гусевская Анна Александровна
Мастер-класс для педагогов «Роспись по камню как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса:
«Использование нетрадиционной техники рисования «Роспись по камню», как средство развития творческих способностей детей».
1. По мнению В. А. Сухомлинского «В каждом ребенке дремлет птица которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой птицы!» Чем раньше ребенок разбудит эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изо деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Чаще всего дети рисуют на плоскости: карандашами или красками на бумаге, мелками на асфальте, палочками на песке. Плоскостное изображение домов, машин, животных на бумаге - это привычное дело, а вот создание объемных собственных творений - это нечто иное, необычное.
Камень – простой и доступный материал, который без особых хлопот обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок. В отличие от пластиковых китайских игрушек, валуны и гальки, разукрашенные акрилом, – экологически чисты. Сами по себе, камни даже полезны, ведь в них сосредоточена энергия солнца, ветра, воды и воздуха.
Рисование на камне как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе рисования у детей повышается сенсорная чувствительность, развивается мелкая моторика. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Особое влияние этот метод оказывает на развитие детского творчества, фантазии.
В своей работе я использую различные технологии способствующие развитию детей, особенно интересны те, которые связаны с развитием творчества детей, и их воображения. Одна из таких технологий – рисование на камне.
Я остановила свой выбор на технологии роспись по камню. Я считаю, что эта технология способствует созданию условий, необходимых для возникновения социальной ситуации развития детей, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1) обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и не директивную помощь детям;
3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми.
На мой взгляд, эта технология пробуждает творческую активность ребенка, учит планировать свою дальнейшую деятельность, осуществлять задуманное.
Важное значение имеет доступность материала, ведь и его экологичность. Камень –достаточно долговечный материал.
2. Об истории – рисования на камнях.
Первый предмет, который человек осознанно взял в руки - это камень. Для творчества он используется тоже с древних времен. Это древнее искусство досталось нам от наших предков. Когда-то в давние времена наши предки писали и рисовали рисунки на камнях, скалах и сводах пещер.
На Востоке и в настоящее время существует традиция дарить друг другу камушки, расписанные своими руками. Издревле считается, что камни обладают собственной «душой», и общение с «душой камня» - самая ценная часть процесса росписи.
К тому же, камни обладают способностью накапливать определенную энергетику, как и все, что окружает человека. Каждый знак Зодиака имеет свой камень, который призван оберегать от неприятностей и бед.
3. Рассмотрев данную тему, я поставила перед собой цель – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста путем использования нетрадиционной техники рисования «Роспись на камне»
Использование данной технологии поможет решить следующие задачи:
Знакомство с росписью на камне как с одним из средств развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Содействовать формированию творческих способностей в процессе работы с камнем, воспитанию целеустремленности и настойчивости в выполнении работы у детей дошкольного возраста.
Способствовать развитию компетентности родителей в вопросе развития мелкой моторики руки.
Моя работа по ознакомлению детей с роспись по камню состоит из несколь-ких этапов.
1. Подготовительный этап обучения нетрадиционной техники рисо-вания «Роспись по камню».
Возьмите в руки камушек, обследуйте его. (участники группы манипу-лируют с камнем) Назовите какой он? (ровный, гладкий, шероховатый, зер-нистый, вытянутый, заостренный)
Именно с этих шагов я начинаю свою работу с детьми. Прежде чем раскрасить камень, необходимо дать ребенку с ним наиграться. Гуляя на участке детского сада, в лесу сначала мы просто обращаем внимание в при-роде на камушек, рассматриваем, даем представление о свойствах камней, находим общее и различие.
Рассмотрев и обследовав камни разных форм и размеров, с различной поверхностью использую различные приемы для активизации мыслительной деятельности детей.
Также на этом этапе с детьми тонирую камушки (они могут быть одно-цветные, многоцветные, с элементарным декором пятнышки, полосатые, применяю их в различных играх, используя операции анализа и синтеза, се-риации, обобщения.
Так, рассматривая с детьми камушки, постепенно учу видеть об-раз. Фантазии могут быть самыми разными. Иногда рисунок подсказывает сама форма камушка.
Давайте пофантазируем. Рассмотрите внимательно камушек и расскажи-те, что он вам напоминает. (участники рассматривают камни с целью увидеть образ).
В таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы. Камешек на ка-кое-то время теряет свою сущность как природный объект и становится тем, что в нём удалось увидеть: облаком или котёнком. Мы приходим к выводу, что важно сделать фон и детали, чтобы получился образ.
2. Основной этап обучения нетрадиционной техники рисования «роспись по камню»
На этом этапе превращаем камушки в отдельные предметы, где де-тям предлагаю основу, и прошу превратить в образ, добавив точки, полос-ки.
Возьмите на выбор желтый или зеленый камень (3 желтых, 3 зеленых, камни разных размеров) и детализируйте до образа. Желтые камушки – это пчелки. Какие детали вы дорисуете? (полоски) Зеленые камушки – это как-тусы. Вам необходимо дорисовать точки-иголки.
Наши камушки превратились в образы. Давайте поиграем.
«Посадим божью коровку на цветочек»
Перед вами три разных цветочка. Подумайте, какой цветочек подхо-дит для вашей пчелки и посадите пчелку на этот цветок.
«Посади кактус в горшочек»
Перед вами горшочки разной величины, посадите кактус в горшочек, который для него подойдет. В какой горшочек вы посадили этот кактус?
Вопрос экспертам: Как вы думаете, на какие мыслительные опера-ции направлены эти игры? (сравнение)
Следующий шаг – это простейшие изображения. В самостоятельной де-ятельности могут быть - пчелка и жучок, грибочки, дома, фрукты, овощи. (Демонстрация слайда)
Такие камни можно использовать в играх:
- на классификацию («Разложи на группы», «Найди лишний каму-шек», «Назови одним словом»);
- на развитие речи: найти парные картинки; составляем уменьшительно-ласкательные слова (дом - домик, гриб - грибок);
- на формирование элементарных математических представлений. Раз-личаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры, считаем количе-ство грибочков, домиков и др.
Так на основе практических действий дети учатся сопоставлять объек-ты, анализировать, сравнивать, группировать
На завершающем этапе предполагается, что дети могут создавать слож-ные образы с мелкой детализацией и сюжет. (животные)
В заключение хотелось бы отметить положительные результаты проделанной работы: дети стали более усидчивыми, организованными, научились планировать работу; создавать сюжет из поделок, раскрашивать их. Теперь, при небольшой помощи взрослых, могут сделать красивый подарок своими руками. Дети проявляют инициативность.
Данные характеристики соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО.
Мастер класс.
А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам самим изобразить божью коровку на камне.
Для начала, мы сходили на прогулку с детьми в поиске нужного камня, можно сказать, что мы искали волшебный камень, потому что простой нам не подойдет! Сначала, разумеется, камни следует хорошо помыть и высушить. Теперь можно приступать к работе. Начнём с подготовки камня к росписи.
Грунтовка нужна для того, чтобы выровнять даже небольшую пористость камня. А также для того, чтобы краска не впитывалась, а оставалась на поверхности. Для приготовления грунтовки нужно смешать воду с клеем ПВА в пропорции 1:1.
После высыхания водного раствора ПВА, покрываем камень тонким слоем белой краски. Это нужно для того, что цвета выглядели ярче, особенно если Вы используете тёмные камни.
После высыхания краски, наносим контуры рисунка простым карандашом. Начинаем наносить красную краску кистью туда, где будет тельце. Даем краске высохнуть. Место, где будет голова, закрашивает кистью с черной краской и сушим. Проводим кистью середину тельца - получаем крылышки. Ватной палочкой с черной краской рисуем точки на тельце, а с белой краской рисуем глазки на голове божьей коровки. Пока все сохнет, тонкой кистью рисуем лапки сбоку и усики.
Для закрепления росписи, а также для придания глянцевого блеска можно покрыть камни с рисунком лаком. Для этого можно использовать, как акриловый, так и мебельный или паркетный лак.
Спасибо за внимание!