Нина Александровна Паулаускас
Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации
▼ Скачать + Заказать документы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Задача формирования развития у дошкольников любознательности и познавательной мотивации у дошкольников правомерна и актуальна. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
Публикация «Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации» размещена в разделах
Одной из основных задач дошкольного образования ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В федеральном государственном стандарте говорится о «портрете» дошкольника как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.
Познавательное развитие детей 6-7 лет - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.
В этом есть ряд недостатков, которые прослеживаются в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению самостоятельности в ДОУ и в семье.
К недостаткам в результатах можно отнести: - отсутствие у детей интереса к познанию; - не проявляют инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в познавательно-исследовательской видах деятельности; - творческие способности детей не развиваются в полной мере. У детей 6-7 лет наблюдается неустойчивый интерес к познанию, потому что взрослые подавляют детей грузом своих знаний, а не создают условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей. Педагог использует в работе форму прямого обучения.
Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум. Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях детей. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка и способами самостоятельного поиска ответа. Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.
Ему легче самому рассказать детям определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников к положительным или отрицательным результатам. Такое обучение можно назвать пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует.
Недостатки в основном процессе.
В основном процессе (в работе) воспитатель должен желать и уметь работать с детьми. Чтобы достигнуть хороших результатов, необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями.
И в этом процессе можно увидеть недостатки:
- неумение строить субъективные отношения с воспитанниками и их родителями, недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса (психолог, музыкальный работник и др.);
- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГОС);
- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей деятельности.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности.
Условия профессиональной деятельности воспитателя – это создание необходимой материально-технической базы: учебно-методические пособия, мебель, оборудование, технические средства обучения, дидактические игры и раздаточный материал.
В группах не созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др.
Но чтобы идти в ногу со временем, чтобы в полной мере развивать активную, творческую личность, педагогам катастрофически не хватает хорошо оснащенной технической базы. Необходимо создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения программы дошкольного образования; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Таким образом, из выше сказанного вытекает противоречия:
1. Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя.
2. Ведь для поддержки информационного обеспечения образовательного процесса необходимо повышение компетентной грамотности педагога для работы с информацией и использования информационных технологий, а в дошкольном учреждении условий для решения этой задачи нет.
3. Как правило, все родители работают. И часть из них не уделяет должного внимания воспитанию своих детей, считая, что это делают в образовательном учреждении. И, как следствие, планируемый воспитателем результат не достигается.
Поэтому, можно говорить о недостатках в результатах профессиональной деятельности в работе с детьми подготовительной к школе группы
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
В результате проведенного анализа можно увидеть и сформулировать профессиональную проблему: необходимо расширить содержание образовательного процесса как с точки зрения материально-технической оснащённости, так и методов работы в системе работы ДОУ по развитию у детей любознательности и познавательного интереса
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Опираясь на целевые ориентиры, представленные в 3 разделе ФГОС, можно увидеть, что результат освоения основной образовательной программы ребенком на этапе завершения дошкольного образования в области развития познавательного интереса предполагает, что:
ребенок в подготовительной к школе группе обладает следующими качествами, необходимыми для дальнейшего обучения и жизни:
1 – проявляет активность и интерес к учебной деятельности, к окружающему миру; любознательный, активный. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. т. е. - искать
2. – умеет классифицировать, анализировать, делать выводы и умозаключения, умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале, способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. т. е. - думать
3– умеет создавать новые образы, делать самостоятельные открытия, т. е. -творить
4. – стремится к овладению новыми знаниями, умениями, навыками, умеет сформулировать вопрос и самостоятельно принимать решения на основе личного опыта.
5. Дети становятся активными участниками образовательного процесса. Педагоги ориентируются на формирование у дошкольников новых компетенций активного познавательного развития
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Содержание:
• для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников осуществить наработку методического материала по формированию у детей исследовательских способностей.
• в течении года разработать конспекты занятий по формированию у детей представлений о неживой природе на основе исследовательских действий.
• провели ряд опытов на тему «Что мы знаем о воде»
Дети сами делали выводы: что вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать и при этом она принимает форму этой посуды, она бесцветная, но может менять свой цвет. Вода не имеет своего вкуса, но она умеет менять свой цвет, также не имеет запаха, но может менять свой запах.
«Невидимка-воздух»
«Магниты» и «Магнетизм»
Успешно справились с задачами по познавательной деятельности. Дети сами формировали выводы.
Провели исследовательский проект «Волшебник-запах»
И так мы много узнали о запахах.
Запах-это система предупреждения, которая заботится о безопасности человека.
Во время экспериментов подвели детей к умению наблюдать, мыслить, развили интерес к познавательной деятельности, любознательности.
Воспитали интерес и желание расширять свой кругозор, любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, а самое главное желание исследовать окружающий мир.
Средства обучения.
Использование методов и приемов:
Наглядные:
- наблюдение, демонстрация, экскурсии (понаблюдать на прогулке за дождем, ветром; организовать экскурсии и т. п.);
- рассматривание различных иллюстраций о неживой природе; выставки рисунков);
- использование мультимедийных пособий.
Внешняя привлекательность наглядного материала является сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников в образовательном процессе.
Словесные:
- тематические беседы о различных явлениях неживой природы;
- художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы, притчи);
- выражения («Продолжи мою мысль», «Завяжите узелок на память»).
Практические:
- опыты, эксперименты:
1. чтение художественной литературы
2. кружок «Почемучка?»
Использование практических методов развивает способность применять полученные знания: объясните для чего, откуда это взялось.
Развивает мыслительные процессы: объясните причину, сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему, что произойдет, если, а есть
ли другая причина; развивает самостоятельное творчество, инициативу.