Елена Новожилова
Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством исследовательской деятельностиюные синоптики
▼ Скачать + Заказать документы
1 СЛАЙД - Титульный лист
Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада. Вот почему так часто обещанный дождь проходит стороной!
Поэтому чтобы составлять собственные прогнозы, мы с помощью родителей создали у себя в саду метеоплощадку. И с её созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Публикация «Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством исследовательской деятельностиюные синоптики» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю экологический объект – метеоплощадка «Юный эколог».
2 СЛАЙД - Метеоплощадка
– это площадка, на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды.
Цель – учить детей определять погоду, составлять прогноз, использовать для этого специальные приборы.
3 СЛАЙД - Мною были выставлены следующие задачи:
(читать по слайду презентации)
4 СЛАЙД - План – схема
Перед Вами план - схема, на нем изображены наши главные объекты:
- метеобудка (в ней находятся метеорологические приборы,
- стенд (календарь природы и информация о метеостанции,
- домик (на нем расположены термометры, дождемер и солнечные часы,
- флюгер, ветряной рукав, вертушки (анемометры).
Приборы на метеорологической площадке устанавливают в определённом порядке. Чтобы они не затеняли друг друга и не препятствовали свободному обмену воздуха.
5 СЛАЙД - Метеобудка
Итак, познакомимся с каждым объектом более подробно, начнем с метеобудки.
Метеобудка - служит для хранения и размещения метеоприборов:
барометр, компас, термометры, гигрометр и т. д. Так же она является домом хозяина нашего участка «Кроша». Метеобудка находиться на уровне глаз детей.
6 СЛАЙД – Барометр
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную или дождливую).
С детьми мы проводим исследование :
Создаем высокое и низкое давление, объясняем, что низкое давление - это изменение погоды - похолодание или дождь, высокое давление означает хорошую погоду.
Наполняем прозрачную бутылку водой, окрашиваем, вставляем прозрачную трубочку, отсасываем воздух наполовину и закрываем трубочку пальцем, нагреваем феном (жидкость поднимается, как результат повышения температуры, смотрим, как меняется уровень жидкости, оставляем остывать (жидкость опускается, как результат понижения температуры).
7 СЛАЙД – Флюгер, ветряной рукав
Флюгер - метеорологический прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра.
Ветряной рукав – указатель направления и силы ветра, который обычно устанавливается на аэродромах, его ещё называют текстильный колдун. Ветряные рукава, султанчики, вертушки, выполненные совместно с детьми стали забавными элементами нашей собственной станции.
Мы наблюдаем скорость ветра по этим метеоприборам, сравниваем, чем больше скорость ветра, тем выше частота вращения. На высоком шесте прикреплен металлический флюгер-петушок, который показывает направление ветра.
8 СЛАЙД – Анемометр
Анемометр - прибор для измерения скорости ветра.
Настоящий анемометр – сложный прибор и мы его заменили более простым, совместно с детьми мы смастерили свой анемометр (шток с лопастями).
Провели исследование и выяснили : если лопасти кружатся быстро, значит скорость ветра большая, если же скорость маленькая, то наоборот – вращаются медленно.
Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми, а так же из любимого всеми педагогами магазина «Всё по 43».
9 СЛАЙД – Наблюдение за направлением и силой ветра
Организовывая нашу работу, мы не забыли и про зимнее время. Ведь при помощи снега тоже можно определить направление и силу ветра. И это намного веселее и интереснее, проверено на собственном опыте. Дети были в восторге!
10 СЛАЙД - Исследование с дождемером и осадкомером
Дождемер - прибор для измерения количества осадков. На специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к домику, установлен при помощи эластичного крепления детский дождемер. Он выполнен из прозрачной пластиковой мерной кружки, имеющей плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в измерительную емкость. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребенка. Дождемер - служит для измерения количества осадков.
Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.
Накануне прошел дождь и мы пошли измерять количество выпавших осадков на открытом пространстве и под кроной деревьев. Пришли к выводу, что на открытом участке количество выпавших осадков больше, чем под кроной деревьев. В процессе работы закрепили понятие осадки, осадкомер, дождемер.
11 СЛАЙД – Измерение высоты снежного покрова
Значение снежного покрова как климатического фактора очень велико. Он защищает почву от промерзания, является источником влаги в почве и важным фактором полноводья рек.
Ежедневные наблюдения за снежным покровом проводим с момента образования и до его исчезновения. Оцениваем структуру снега, степень покрытия снежным покровом земли.
Наблюдения за снежным покровом подразделяются на ежедневные наблюдения и периодические для определения снегонакопления.
Для измерения высоты снежного покрова применяем переносную и постоянную рейки. Постоянная снегомерная рейка устанавливается осенью, когда ещё нет снежного покрова. После выпадения снега рейку устанавливать нельзя, т. к. при этом нарушается образовавшийся снежный покров, что повлияет на его дальнейшее залегание, а переносная хранится в метеобудке.
12 СЛАЙД – Исследование с термометром
Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр. Объясняю детям, что термометрами можно измерять температуру воздуха, почвы, воды, тела человека и животного. На деревянном домике компактно расположены воздушные термометры.
Термометр позволяет детям с помощью воспитателя определять температуру окружающего воздуха. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же закреплён на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени. У нас на площадке также находятся почвенный и водный термометры. Вместе с детьми, мы измерили температуру почвы и воды, сравнили показания обоих термометров, выяснили, что температура воды днем больше, чем температура земли. Беседовали о важности этих исследований для агрономов, о том, что посев тех ил иных культур зависит от температуры почвы. А так же закрепили, из чего он состоит.
Подвели итог. Термометр - очень хрупкий прибор, для изучения изменения температуры, с ним нужно обращаться очень аккуратно, при работе необходимо соблюдать правила личной безопасности!
13 СЛАЙД – Солнечные часы
Солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от стержня и её движения по циферблату. Появление этих часов связано с моментом, когда человек осознал взаимосвязь между длиной и положением солнечной тени от тех или иных предметов и положением солнца на небе. На крыше нашего «метеорологического домика» закреплены экваториальные солнечные часы.
14 СЛАЙД - Календарь природы
Календарь природы находится на уровне глаз детей, в нём мы отмечаем погоду, заносим показания приборов. Отмечая погоду в календаре вместе с детьми, закрепляем знания полученные в ходе наблюдений в природе. В конце месяца состояние погоды сравниваем, считаем, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветряных дней, делаем выводы о погоде. Если в начале работа на метеоплощадке велась всей группой, то сейчас мы перешли к дежурству. Все наблюдения, результаты дежурные фиксируют в календаре погоды.
15 СЛАЙД – Компас
Так же в нашей метеобудке можно найти и компас – прибор для определения сторон света. Мы с детьми уже знаем, что по солнцу можно определить части света. Оно встаёт на востоке, уходит на запад. Объясняем, что более точно части света можно определить по прибору, который называется – компас. Знакомим со шкалой и принципом действия компаса. Для закрепления, проводим с ребятами игру «Как правильно повесить скворечник?» (юг – юго-восток).
16 СЛАЙД - Исследование с гигрометром
Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, у нас им служит подвешенная самая обыкновенная сосновая шишка. Вы со своими ребятами, практически не прилагая ни каких усилий, тоже сможете проводить наблюдение: если воздух сухой – шишка раскрывается, если влажный – закрывается
17 СЛАЙД – Сравнение детской и взрослой метеостанции
В форме опытов и эксперимент на нашей метеостанции мы имеем возможность реализовать одну из поставленных задач – познакомить детей с профессией гидрометеоролога. Несмотря на то, что взрослая метеостанция оснащена точными и сложными приборами, наша детская метеостанция не менее познавательна и увлекательна. Метеорологические приборы, размещённые на участке красочно оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой экологической тропы нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А дети с удовольствием снимают показания с приборов и составляют прогнозы погоды.
18 СЛАЙД – Работа с родителями
В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему мать-природа. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе.
19 СЛАЙД Спасибо за внимание!