Ольга Королькова
«Система логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с дислалией». В помощь логопедам
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы заключается в том, что фонематические процессы являются неотъемлемым компонентом для формирования правильной речи, так как отсутствие четкого слухового контроля и восприятия способствуют стойкому сохранению звукопрозносительных дефектов в речи. Проблема особенности восприятия речи у детей с дислалией и до настоящего времени остается недостаточно изученной, а специальные исследования фонематического восприятия у детей с дислалией (Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Л. Ф. Спировой, О. А. Токаревой, Б. М. Гриншпуна и др.) не решают всего круга вопросов связанных с этой проблеммой. Поэтому вопросы изучения фонематического слуха и восприятия и его влияния на преодоление речевых нарушений, определение путей развития этих процессов у старших дошкольников, приобретает особую актуальность.
Публикация «„Система логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с дислалией“, В помощь логопедам» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Проблема:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия является необходимым условием для преодоления речевых нарушений у дошкольников с дислалией, но система работы по развитию данных процессов остается недостаточно разработанной.
Объектом исследования явилась речевая деятельность и состояние фонематического исследования у дошкольников с дислалией.
Предметом – процесс совершенствования и апробирования системы работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.
Целью исследования было изучение состояния фонематических процессов у детей с дислалией, адаптация и совершенствование технологии развития фонематических процессов данной категории детей.
Общий замысел и логика исследования определили следующие его этапы:
- посвящен теоретическому анализу литературы определению
проблемы, предмета, задачи исследования, выбору метода исследования.
- проведение констатирующего эксперимента, цель которого выявить
фактические возможности формирования фонематического восприятия у детей с дислалией.
- организация обучающего эксперимента, целью которого
было формирование фонематического восприятия у детей с дислалией.
Над темой: «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи» я работала в течение 15 лет в качестве учителя – логопеда в детском дошкольном учреждении.
Констатирующий эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения детский сад. Экспериментом были охвачены дети, имеющие речевые нарушения.
В работе использовались методы обследования предложенные Спировой, Ахутиной, Левиной, Правдиной, Винарской, Лурия, которые были систематизированны Н. М. Трубниковой.
Данный констатирующего эксперимента наглядно показали отсутствие органического поражения коры головного мозга у данной группы детей.
Проведенное обследование позволило получить следующие результаты:
С заключением ФФНР, обусловлено артикуляторно-фонематической дислалией.
С заключением ФФНР, обусловлено акустико-фонематической дислалией
Для исследования фонематического воспрития у детей с дилалией был использован тест А. Ф. Ануфриевой, С. Н. Костроминой «Тест на различение и выбора фонем».
Первое и второе задание теста были направлены на оценку фонематического слуха, третье, четвертое и пятое – на оценку фонематических представлений.
Диагностика показала, что фонематический слух недостаточно сформирован у семи детей с акустико-фонематической дислалией. Так же наблюдается незаконченность процессов формирования фонематического слуха у четырех детей с артикуляторно-фонематической дислалией.
Проведенный констатирующий эксперимент показал, что у детей с дислалией отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими, акустико-артикуляционными признаками. Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умению сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в прямой зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия.
Результаты эксперимента позволили выделить следующие направления в работе :
1. Развитие осознанного звукового анализа и контроля за собственным
произношением у детей с артикуляторно-фонематической дислалией;
2. Формировать умение различать и узнавать фонемы, с опорой на
сохранные функции у детей, имеющих акустико-фонематическую дислалию.
Система логопедической работы по развитию фонематических процессов состоит из двух частей:
- коррекционная, ориентирована на развитие у детей фонематического
слуха и исправление произношения.
Развитие речевого слуха строится поэтапно в соответствии с
рекомендациями по логопедической работе :
1. Узнавание неречевых звуков.
Проведенный эксперимент позволил сделать вывод, что этот этап у детей
с дислалией сформирован.
2. Развитие слухового внимания и памяти.
3. Различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых
звуков в сочетании слов и фраз.
4. Различение слов близких по звуковому составу.
5. Дифференциация слогов.
6. Дифференциация фонем.
Важным моментом при формировании фонематического слуха становится
выбор методов обучения. В систему логопедической работы были включены игры и упражнения в соответствии с этапом работы над формированием фонематического слуха. Для каждого ребенка устанавливалась точка отсчета двигаясь от трудных упражнений к более легким. Когда начальный уровень был установлен, работа осуществлялась от трудных упражнений к более легким.
С первых занятий с детьми проводилась работа по развитию слухового внимания и памяти. Были разработаны десять подготовительных занятий для развития пространственного гнозиса (см. схематичные конспекты занятия).
Жинкин Н. И. утверждает, что фонемы в пространстве памяти расположены упорядоченно, т. е. в нашей памяти существует решетка фонем. В каждой ячейке этой решетки хранится фонема. Эта фонема является эталоном звука, который мы произносим. Оказывается, что фонемы расположены по типу противопоставления, для того чтобы у ребенка развивался процесс звукоразличения или фонематический слух.
К концу первого этапа дети научились безошибочно узнавать, классифицировать звуки
Вторая часть, опираясь на результаты работы первой, непосредственно направлена на развитие фонематического восприятия у детей с дислалией.
Развитие фонематического восприятия, как умственного действия, подчиняется таким же законам их формирования. Методика обучения детей звуковому анализу строится согласно теории Ф. Я. Гольперина о поэтапном формировании умственного действия:
1. Предварительное выяснение задания (образец выполнения звуко-
буквенного анализа)
2. Освоение действия с предметом (работа со схемами, фишками);
3. Освоение умственного действия в плане громкой речи (проговаривание
этого действия)
4. Перенос действия в умственный план (выполняет действие без
наглядной опоры).
В чем отличие данной работы от предлагаемой в литературе?
Во-первых, в том, что учебный процесс, направленный на развитие фонематического восприятия, выстраивается на основах природосообразного развития ребенка через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Во-вторых, система логопедической работы по развитию фонематического восприятия опирается на работу по развитию слухового восприятия в целом;
В третьих, на протяжении всех этапов работы проводится работа по развитию речеслухового внимания, речеслуховой памяти;
В четвертых, работа по формированию навыков слухового анализа строится в соответствии с теорией П. Я. Гольперина по формированию умственного действия.