Ольга Климова
Система работы ДОУ по внедрению этнокультурного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Решение этих задач стало составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения, воспитания и развития. На первом этапе работы с педагогами провели анкетирование, беседы, анализ дидактического и методического материала. В результате выявлены недостатки и противоречия, которые, учитывая национально-региональные стандарты для дошкольных учреждений, позволили нам организовать работу по данному направлению, используя разнообразные формы и методы.
Публикация «Система работы ДОУ по внедрению этнокультурного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Уже в раннем и младшем возрасте мы рассказываем детям о профессиях, которыми занимаются люди нашего края: хлеборобы, фермеры, лесничие и о результатах труда, что способствует ранней профессиональной ориентации.
В помощь работе воспитателями составлены дидактический и игровой материал, подобраны коми-пермяцкие пословицы, поговорки, загадки. Разработаны, с учетом возрастных особенностей, блоки, где с помощью познавательной, игровой, продуктивной деятельности, экскурсий, бесед, художественной литературы знакомим детей с понятиями «Я», «Семья», «традиции», «малая родина», «Достопримечательности города» и т. д.
Одним из наиболее основных методов работы стали экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети узнают больше о своем городе, учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнивать старое и новое в городе. После экскурсий и прогулок проводятся беседы. Знания. Полученные во время экускурсий и бесед, закреплялись в творческой деятельности. В поисках наиболее эффективных методов решения мы используем проектирование (мини-проекты, краткосрочные, долгосрочные, которое предусматривает поэтапную последовательность в организации обучения детей, и позволяют решить задачи:
- расширять и углублять знания о родном городе, крае;
- учить «видеть историю» вокруг себя (в домах, которые нас окружают, предметах быта, названиях улиц);
По итогам работы с проектами мы ожидаем получить результаты:
- сформировать у старших дошкольников ответственность за судьбу своего края;
- применять полученные знания о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой родины;
- сплочение детей и родителей воспитание будущих граждан, своего народа, своего округа;
- знание улиц, названных в честь великих людей, памятников, историю возникновения и развития родного округа.
Для детей проводятся коми-пермяцкие игры и праздники, мероприятия к «Дню города», «Образование округа» и т. д.
Продолжительное время в детском саду была оформлена музей-изба коми-пермяков:
- печь к ней ухват, берестяные изделия т. д.
- коми-пермяцкие мужской и женский костюмы, вышитые коми-пермяцкими узорами и орнаментами полотенца, фартуки, постельная принадлежность;
- стол с предметами быта.
В данный момент мини-музеи оформлены в групповых помещениях. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства. В оформлении интерьера и оснащении оборудованием приняли участие и родители. Собран богатый материал.
В детском саду ведется работа по дополнительному образованию: кружок «», работа кружка проходит по блокам: Кружок ведет педагог с высшим филологическим образование, владеющий в совершенстве коми-пермяцким языком.
На занятиях кружка «Уроки правильного питания» (в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании», дети уже второй год знакомятся не только с русской кухней, но и с национальными блюдами коми-пермяков, а некоторые из них самостоятельно готовят.
Детский сад работает в режиме экспериментальной деятельности. Идет первый год эксперимента «», где идет изучение накопленного коми-пермяцким народом опыта в фольклоре, обычаях и обрядах, детских играх и игрушках.
В режиме эксперимента «Правовое воспитание старших дошкольников», педагог использует занятия по региональному компоненту. В работе эксперимента «Цветные ладошки», педагог также включает элементы регионального компонента, где дети учатся выполнять коми-пермяцкие орнаменты и узоры.
Семья-первый коллектив ребенка, поэтому темой бесед для родителей стали приобщение детей к домашнему труду, расскажи об истории своей семьи, о своих предках, связи между родственниками - древо семьи, активному участию в подготовке к семейным праздникам, отпуску, поездкам. Также предложены темы прогулок-экскурсий: «сколько памятников в городе», «Что интересного в лесу», «Кто живет в наших реках и озерах», прогулка к памятнику воинам».
Для воспитателей проведен педсовет «Этноэкологическое воспитание дошкольников, где педагоги поделились своей работой с использованием регионального компонента, также продемонстрировали видеоматериалы работы.
Таким образом, чувство любви к своей малой родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни. Творческий подход, неравнодушное отношение к делу взрослых помогают маленькому человеку воспринять сердцем и душой забытые национальные традиции. Надеемся, что наши дети продолжать традиции своих предков: будут также любить свою малую родину.