Надежда Ефременкова
Система работы по экологическому образованию дошкольников в воплощении художественного образа (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, "рукотворному миру", к себе и окружающим людям. Поэтому экологическому образованию детей дошкольного возраста на современном этапе придается первостепенное значение.
Публикация «Система работы по экологическому образованию дошкольников в воплощении художественного образа (из опыта работы)» размещена в разделах
Развитие творческих способностей детей в своей группе мы осуществляем через интеграцию экологического и художественного образования, используя различные формы работы. Интегрированная образовательная деятельность формирует и развивает человека: развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности. Интеграция экологического и художественного образования способствует развитию творчества и экологической воспитанности.
Система комплексно – тематического планирования подчинена какой-либо природоведческой теме, поэтому при планировании образовательной деятельности по ознакомлению с природой и художественным творчеством мы учитываем тему, над которой работаем в данный момент.
В начале учебного года провели цикл познавательных бесед «Человек – часть природы». Пластические этюды «Ручеек», «Березка», «Муравейник», «Игры с воображаемым объектом» помогли детям отождествить себя с объектами животного и растительного мира в разных состояниях и «оживить» в рисунках. Такая работа позволила нам закрепить правила поведения в природе, воспитанию гуманного отношения к животным.
На тематической неделе «Объекты и явления живой и неживой природы осенью. Дары осени» увидеть и почувствовать красоту русской природы в осенний период года нам помогли стихотворения русских поэтов; А. Плещеева «Осень», И. А. Бунина «Лес точно терем расписной…», заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» - одноименные репродукции картин И. С. Остроухова, В. Паленова и И. И. Левитана «Золотая осень». Проведя сравнительный анализ картин дети составляли описательные рассказы. Также дети знакомились с натюрмортом Машкова «Овощи и фрукты» рисовали на тему «Дары осени» и выполняли декоративную композицию «Ваза с фруктами, ветками и цветами». На тематической неделе «Мир искусства» прошло знакомство с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского, где дети рассматривали репродукции картин «Девятый вал», «Лунная ночь. Крым», «Утро в Феодосии» свои впечатления они отобразили в рисовании пейзажа «Я рисую море, голубые дали…».
Система работы по экологическому образованию направлена на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы. Так знакомство с богатым миром насекомых проходило через чтение сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», К. Ушинского «Пчелки на разведках». Беседа и рассматривание иллюстраций к ним помогли ребятам в сюжетном рисовании отобразить тему прочитанных сказок.
С миром растений дети знакомились благодаря рассматриванию репродукций картин В. Поленова «В лесу осенью», Е. Волкова «Октябрь» и А. Куинджи «Степь», заучиванию наизусть стихотворения В. Ложко «Осень на Кара-Даге», рисованию пейзажа «Лес в осеннем убранстве».
Климатические условия нашего региона не могут передать всей красоты зимнего пейзажа, поэтому мы включили в работу рассматривание репродукции картины «Первый снег» И. Шишкина с последующим составлением рассказа, провели занятие «Изображение зимы в русской поэзии», разучили стихотворение И. В. Сурикова «Зима»
Знакомство с творчеством Е. Чарушина как художником анималистом и автором рассказов прошло во время тематических недель «Животные зимой. Животные холодных стран», «Зимующие, перелетные и водоплавающие птицы». Дети узнали о приспособлении диких животных к зиме и о животных полярных районов, удивительные и интересные сведения о птицах. Рассматривали и составляли рассказ по сюжетной картине «Белые медведи», пересказывали рассказ Е. Чарушина «Медведь», близко к тексту. Рисовали на тему «Белый медведь и северное сияние». Познакомились с рассказом Е. Чарушина «Птичье озеро» с последующим иллюстрированием, провели акцию «Покормите птиц зимой». В ОО «Художественно-эстетическое развитие» дети познакомились со скульптурой малых форм, провели занятие по лепке «Звери в зоопарке» по рассказам Е. Чарушина.
Благодаря рассказам Н. Носова «На горке», «Про снежный колобок», р-н сказке «Снегурочка» с воплощением художественного образа в картине Васнецова «Снегурочка» дети закрепили знания о свойствах льда, снега, воды, а сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» с рассматриванием иллюстраций художника-иллюстратора Канашевича закрепила знания о взаимосвязи объектов живой (трава) и неживой (снег) природы.
С признаками ранней весны дети знакомились благодаря таким репродукциями картин, как Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Март». Детям трудно понять такие явления природы как ледоход, половодье поэтому для познания таких явлений помогла репродукция картины И. Левитана «Большая вода». Провели конкурс чтецов на тему «Изображение весны в русской поэзии».
Таким образом, благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.