Елена Борисоглебская
«Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности.
СЛАЙД 1
Работа строиться в соответствии Нормативно – правовой база:
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Публикация «„Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
СЛАЙД 2 Актуальность
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Слайд 3 Цель
Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи: - формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; - воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру; - воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций; -развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; - развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.
СЛАЙД 4 Направление работы.
Работа строиться в следующих направлениях: с педагогами, детьми, родителями, с социумом.
СЛАЙД 5 Формы работы с педагогами
Работа с педагогами - самое ответственное звено в реализации данной задачи. Вопросы по данному направлению решаются на педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах, открытых просмотрах, методических объединениях и т. д. Наряду с использованием традиционных форм работы необходимо введение нетрадиционных новых форм работы по духовно-нравственному воспитанию с педагогами. Это психолого – педагогическое консультирование со специалистами. На психолого – педагогическом консультировании даются ответы на возникающие вопросы. Формы проведения данных встреч самые разные: анкетирование, тестирование, беседы с психологом. Важным для повышения мастерства и образования являются встречи с батюшкой, чтение святых отцов.
Важное место играет методический кабинет детского сада – центр всей методической работы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи педагогам, в организации педагогического процесса, в работе с педагогами, в повышении мастерства и организации самообразования.
- В методическом кабинете формируется информационный, демонстрационный материал,аудио, видио –теки и т. д.
СЛАЙД 6 Формы организации с детьми
Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности:
- игровой;
- коммуникативной;
- трудовой;
- познавательно – исследовательской;
- продуктивной.
Педагоги используют разные формы работы с детьми :
- образовательная деятельность по познавательному развитию; - беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности; - слушанье классической, духовной музыки; -чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике-посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовно- нравственными ценностями; - выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей; - проведение совместных праздников с родителями; - просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.
В воспитании ребенка в традициях народа большая роль отводится сказкам. Тематика их несет нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Содержание сказок помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомиться с правилами этикета, обрядами, традициями. А любимые герои становятся образцами для подражания.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; на развитие всех ведущих психических процессов. Она способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
Слайд 7 Методы
-словесно-образный: чтение литературных произведений воспитателем;• беседы с элементами диалога;• рассказы по схемам, иллюстрациям;• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.
• наглядно-действенный: наблюдения;• экскурсии;• показ сказок;• рассматривание иллюстраций, репродукций картин;• дидактические игры;• целевые прогулки и т. д
• -практический: игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные,• инсценировки и др. ; оформление коллекций на различную тематику;• конкурсы, викторины;• вечера с родителями, для родителей и детей;• изготовление с детьми наглядных пособий для занятий. •
- объяснительно - иллюстративный; -
частично-поисковый; - исследовательский.
Так академик Лихачев Б. Т. исходя из логики целостности педагогического процесса выделяет 3 группы методов:
1. Методы организации и самоорганизация воспитательного коллектива коллективная игра соревнования. Единые требования.
2. Методы доверительного взаимодействия :
Метод уважения, педагогического требования, убеждения, обсуждения, решение конфликтных ситуаций.
3. Методы воздействия: разъяснения, снятия напряжения, обращения ксознанию, к чувству, к воли, к поступку.
В. Г. Нечаева выделила 2 группы методов:
1. организация практического опыта общественного поведения (м- приучения, показдействия, пример взрослого или другого ребенка, м – организации деятельности);
2. Формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы. ЧХЛ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций)
Эффективный результат они дают при определё нных условиях:
1усл. Любой метод д. б. гуманным не унижающий ребенка;
2усл. М - д. б. реальным, осуществимым. Иногда родители использует прием обещания, награды не задумываясь реально ли она. И не выполняют обещанного.
3 усл. Для использования М д. б. заранее подготовлены условия, средства.
Например воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам, используя метод организации Совместной деятельности- организовать Мастерскую по ремонту игрушек_ необходимо приготовить материал.
4 усл. Метод не должен применяться однотипно по отношению ко всем и в любой ситуации чтобы метод убеждения не превратился в назидание.
5 усл. Метод воспитания следует применять тактично,
Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.
6 усл. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.
7 усл. Проектируя, подбираем методы важно предвидеть возможные результаты. Если не уверены - лучше отказаться от выбранного метода.
8 усл. Применение методов требует терпения и терпимости.
9 усл. Преобладающим д. б. практические методы обучения ребёнка,которые предполагают обучение ребёнка способам действия. (например – научи ловить рыбку а не давай)
10 усл.
Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи, учитывая возраст и воспитательные задачи.
Слайд 8 Механизм нравственного становления личности
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им
У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Эти чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, в поведении.
Таким образом: (Знания + представление)+(мотивы)+(чувства+ отношение)+ (навыки + привычки)+ (поступки + поведение) = Нравственное качество
Слайд 9 Формы работы с родителями
Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому нужно уделять большое внимание работе с родителями, укрепить статус семьи в духовном становлении детей. Это:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы);
-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощипо духовно-нравственному воспитанию;
-индивидуальные консультации специалистов,
-наглядные виды работы : информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты, буклеты и т. д.
-экскурсии;
- посещение семей на дому;
-совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;
- проектная деятельность.
Педагоги задействуют родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.
Слайд 10. Формы работы с социумом
В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы.
Слайд 11. Модель выпускника
В процессе ДНВ у выпускника можно сформировать ключевые компетенции на основе духовно-нравственных ценностей :
1. Социальная компетентность - принимает разные роли и действует в соответствии с ними; - устанавливает и поддерживает отношения с различными людьми (сверстниками, старшими и младшими); -анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, решает конфликтные ситуации; - инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения. 2. Деятельностная компетентность - ставит цель, отбирает необходимые средства для ее осуществления, определяет последовательность действий; - делает выбор и принимает решение; - договаривается о совместных действиях, работает в группе; - прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (своих, других); 3. Здоровьесберегающая компетентность - осмысленно пользуется предметами личной гигиены; - проявляет активность в выбранных видах двигательной активности; - осознает пользу движений; - соблюдает правила безопасного поведения в быту, в различных видах деятельности, в разных ситуациях; - изучает жизнерадостность, обнаруживает внутренний покой
4. Коммуникативная компетентность - выражает своими словами мысли, планы, чувства, желания, результаты; -задает вопросы; - аргументирует свою точку зрения;
5. Информационная компетентность - активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт).
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития. В детстве,- писал
СЛАЙД 12
В. А. Сухомлинский – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…». По выражению В. А. Сухомлинского чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно.