Получи документы

«Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников»

Елена Борисоглебская
«Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности.

СЛАЙД 1

Работа строиться в соответствии Нормативно – правовой база:

- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Публикация «„Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников“» размещена в разделах

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

СЛАЙД 2 Актуальность

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Слайд 3 Цель

Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи: - формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; - воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру; - воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций; -развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; - развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

СЛАЙД 4 Направление работы.

Работа строиться в следующих направлениях: с педагогами, детьми, родителями, с социумом.

СЛАЙД 5 Формы работы с педагогами

Работа с педагогами - самое ответственное звено в реализации данной задачи. Вопросы по данному направлению решаются на педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах, открытых просмотрах, методических объединениях и т. д. Наряду с использованием традиционных форм работы необходимо введение нетрадиционных новых форм работы по духовно-нравственному воспитанию с педагогами. Это психолого – педагогическое консультирование со специалистами. На психолого – педагогическом консультировании даются ответы на возникающие вопросы. Формы проведения данных встреч самые разные: анкетирование, тестирование, беседы с психологом. Важным для повышения мастерства и образования являются встречи с батюшкой, чтение святых отцов.

Важное место играет методический кабинет детского сада – центр всей методической работы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи педагогам, в организации педагогического процесса, в работе с педагогами, в повышении мастерства и организации самообразования.

- В методическом кабинете формируется информационный, демонстрационный материал,аудио, видио –теки и т. д.

СЛАЙД 6 Формы организации с детьми

Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности:

- игровой;

- коммуникативной;

- трудовой;

- познавательно – исследовательской;

- продуктивной.

Педагоги используют разные формы работы с детьми :

- образовательная деятельность по познавательному развитию; - беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности; - слушанье классической, духовной музыки; -чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике-посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовно- нравственными ценностями; - выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей; - проведение совместных праздников с родителями; - просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.

В воспитании ребенка в традициях народа большая роль отводится сказкам. Тематика их несет нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Содержание сказок помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомиться с правилами этикета, обрядами, традициями. А любимые герои становятся образцами для подражания.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; на развитие всех ведущих психических процессов. Она способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Слайд 7 Методы

-словесно-образный: чтение литературных произведений воспитателем;• беседы с элементами диалога;• рассказы по схемам, иллюстрациям;• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.

наглядно-действенный: наблюдения;• экскурсии;• показ сказок;• рассматривание иллюстраций, репродукций картин;• дидактические игры;• целевые прогулки и т. д

-практический: игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные,• инсценировки и др. ; оформление коллекций на различную тематику;• конкурсы, викторины;• вечера с родителями, для родителей и детей;• изготовление с детьми наглядных пособий для занятий. •

- объяснительно - иллюстративный; -

частично-поисковый; - исследовательский.

Так академик Лихачев Б. Т. исходя из логики целостности педагогического процесса выделяет 3 группы методов:

1. Методы организации и самоорганизация воспитательного коллектива коллективная игра соревнования. Единые требования.

2. Методы доверительного взаимодействия :

Метод уважения, педагогического требования, убеждения, обсуждения, решение конфликтных ситуаций.

3. Методы воздействия: разъяснения, снятия напряжения, обращения ксознанию, к чувству, к воли, к поступку.

В. Г. Нечаева выделила 2 группы методов:

1. организация практического опыта общественного поведения (м- приучения, показдействия, пример взрослого или другого ребенка, м – организации деятельности);

2. Формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы. ЧХЛ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций)

Эффективный результат они дают при определё нных условиях:

1усл. Любой метод д. б. гуманным не унижающий ребенка;

2усл. М - д. б. реальным, осуществимым. Иногда родители использует прием обещания, награды не задумываясь реально ли она. И не выполняют обещанного.

3 усл. Для использования М д. б. заранее подготовлены условия, средства.

Например воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам, используя метод организации Совместной деятельности- организовать Мастерскую по ремонту игрушек_ необходимо приготовить материал.

4 усл. Метод не должен применяться однотипно по отношению ко всем и в любой ситуации чтобы метод убеждения не превратился в назидание.

5 усл. Метод воспитания следует применять тактично,

Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают.

6 усл. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.

7 усл. Проектируя, подбираем методы важно предвидеть возможные результаты. Если не уверены - лучше отказаться от выбранного метода.

8 усл. Применение методов требует терпения и терпимости.

9 усл. Преобладающим д. б. практические методы обучения ребёнка,которые предполагают обучение ребёнка способам действия. (например – научи ловить рыбку а не давай)

10 усл.

Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи, учитывая возраст и воспитательные задачи.

Слайд 8 Механизм нравственного становления личности

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им

У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Эти чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

А знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, в поведении.

Таким образом: (Знания + представление)+(мотивы)+(чувства+ отношение)+ (навыки + привычки)+ (поступки + поведение) = Нравственное качество

Слайд 9 Формы работы с родителями

Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.

Именно поэтому нужно уделять большое внимание работе с родителями, укрепить статус семьи в духовном становлении детей. Это:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы);

-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощипо духовно-нравственному воспитанию;

-индивидуальные консультации специалистов,

-наглядные виды работы : информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты, буклеты и т. д.

-экскурсии;

- посещение семей на дому;

-совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;

- проектная деятельность.

Педагоги задействуют родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Слайд 10. Формы работы с социумом

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы.

Слайд 11. Модель выпускника

В процессе ДНВ у выпускника можно сформировать ключевые компетенции на основе духовно-нравственных ценностей :

1. Социальная компетентность - принимает разные роли и действует в соответствии с ними; - устанавливает и поддерживает отношения с различными людьми (сверстниками, старшими и младшими); -анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, решает конфликтные ситуации; - инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения. 2. Деятельностная компетентность - ставит цель, отбирает необходимые средства для ее осуществления, определяет последовательность действий; - делает выбор и принимает решение; - договаривается о совместных действиях, работает в группе; - прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (своих, других); 3. Здоровьесберегающая компетентность - осмысленно пользуется предметами личной гигиены; - проявляет активность в выбранных видах двигательной активности; - осознает пользу движений; - соблюдает правила безопасного поведения в быту, в различных видах деятельности, в разных ситуациях; - изучает жизнерадостность, обнаруживает внутренний покой

4. Коммуникативная компетентность - выражает своими словами мысли, планы, чувства, желания, результаты; -задает вопросы; - аргументирует свою точку зрения;

5. Информационная компетентность - активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт).

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития. В детстве,- писал

СЛАЙД 12

В. А. Сухомлинский – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…». По выражению В. А. Сухомлинского чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно.

Публикации по теме:

Из опыта работы МДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Мы знаем из Евангелия, как Господь любил детей. Он повелел своим апостолам: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо,.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Картотека «Добрые игры» Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить вам свой опыт работы по духовно нравственному воспитанию. Это подборка самых интересных,.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «По дорогам сказок» Конспект занятя по духовно-нравственному воспитаниюодготовительная к школе группа Дети 6-7 лет Цель: Расширять знания детей о сказках;.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история» Цель: формировать представления детей о духовных ценностях русского народа, расширить знания о колоколах и колокольных звонах, воспитывать.

Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию детей Месяцы Содержание работы Возраст детей Ответственные Программные задачи сентябрь Осенины Старшая группа Воспитатели, ст. воспитатель Закреплять.

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Поколений связующая нить» Проект «Поколений связующая нить» «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику:.

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: «Вифлеемская звезда» .

Сценарий праздника для старших дошкольников «Пасхальное путешествие» из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: старшая,подготовительная Цель: поддерживать в детях пасхальную.

«Наша малая Родина-Сергачский край». Анализ итогов работы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников Наша малая Родина — Сергачский край. Итоги работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации.

Занятие кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Добро и зло» Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию дошкольников Воспитатель: Косякова Надежда Владимировна 2015 г. Тема: Добро и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников»
Опубликовано: 28 марта 2016 в 17:43
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Борисоглебская (УИ 62637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД