Папки-передвижки

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы)

Дилором Раупова
Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» .

В. А. Сухомлинский

«Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного, внутреннего содержания и правильной речи детей».

Е. И. Тихеева

Современное состояние общества, стремительные изменения высочайшие темпы его развития предъявляют всё более высокие требования к человеку, его образованности. В настоящее время идёт период совершенствования и обновления системы образования, что предусматривает принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребёнка. Проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность.

Публикация «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы)» размещена в разделах

Дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования, поскольку оно в значительной степени обуславливает качество последующих уровней системы образования в Российской Федерации. В современных условиях одно из перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно - ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства, нацеливает воспитателей на творческое отношение к своей деятельности, формирует потребность к постоянному саморазвитию. Дошкольному образованию принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства, как периода разностороннего развития ребенка, формирование и становления у него основ «культурного человека».

Реализуемая сегодня государственная политика в области образования ориентирована на:

- современное качественное развитие;

- личностно – ориентированную модель воспитания и образования детей; - уход от однообразных форм организации жизни детей, методов обучения и развития;

-инициирует стремление педагога работать по новому, творчески; -право родителям воспитанников быть полноправными участниками образовательного процесса.

Целью преобразования в сложившейся педагогической практике находит отражение в ряде значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования :

в Федеральном законе «Об образовании Р. Ф.» (от 29.12.2012г. № 273 – Ф. З.) вступивший в силу 01.09.2013г.

- Ст. 12. п. 1 «Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности.» - Ст. 3. п. 1 Государственная политика в области образования основывается на принципах:

- признание приоритетности образования; - обеспечение права каждого человека на образование; - гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности». - Ст. 44. п. 3 «Родители знакомятся: - содержанием образования,

-используемыми методами обучения и воспитания,

- образовательными технологиями».

- Ст. 44. п. 6 «Родители несут ответственность за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей».

В Национальной доктрине образования в Р. Ф. (от 04.10.2000г. №751) до 2025года выдвигается цель на создание в стране условий для всеобщего образования населения, обеспечения реального равенства прав граждан и возможности каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Принята Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001– 2010г. г. Документ нацелен на повышение качества педагогического образования, обновления его содержания и структуры, динамичное формирование компетентности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи и производить оценку результатов своей деятельности.

Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, является Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Р. Ф. до 2010 года.

Необходимой предпосылкой общедоступности качественного образования является обеспечение равных стартовых возможностей детей обучения в начальной школе.

Достижение оптимального уровня каждого ребёнка дошкольного возраста, обеспечивающего успешность в школе, - одна из приоритетных задач развития образования в Р. Ф.

Овладение языком, являющее одним из самых значимых приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т. к. от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Исследования Ф. А. Сохина доказывают: ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому ныне остро встаёт проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания, что будет оказывать влияние на духовный мир ребёнка и способствовать его коммуникативному развитию. Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства.

Таким образом, назрел вопрос пересмотра качества образования, в частности повышения качества познавательно – речевого развития ребёнка.

Актуальность рассмотрения данной проблемы в контексте государственной политики в области образования указывают, что в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов влияющих на речевую функцию :

- ухудшение состояния здоровья детей, в настоящее время у 70% выявляются различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции.

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

- сегодня каждый второй ребёнок нуждается в коррекции, по данным нашего ДОУ на 2013 – 2014 учебный год, впервые за годы работы педагогов, переход детей в коррекционный детский сад составил: 12детей (по направлению специалистов, в том числе).

- несмотря на усилия педагогов, эффективность традиционных занятий в данном направлении не высока: не всегда удаётся создать мотивацию речи и обеспечить необходимую речевую активность детей;

- недостаточно высок уровень владения педагогами приёмами речевой диагностики, поэтому они затрудняются проанализировать уровень развития речи детей и наметить конкретные методы работы с каждым ребёнком;

- не последнюю роль здесь играет фактор семьи, а именно насколько они способны с самого раннего возраста создать ему устойчивую благоприятную развивающую языковую среду;

- существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется в стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном отношении к речи ребёнка;

- многие дошкольные учреждения остро нуждаются в специалистах, таких как логопедах, которые оказывали бы квалифицированную помощь детям, родителям, педагогам;

- отрицательное влияние на речь дошкольников оказывают, и средства массовой информации, которые перестали быть эталоном русского литературного языка.

Важной проблемой развития речи серьёзно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования, потому что ребёнок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником, ему трудно быть понятым другими.

Более того по анкетным данным наших родителей «Что необходимо развивать у ваших детей

- 82% ответили – развитие речи;

- 79% родители обращают внимание на необходимость развивать умение общаться со сверстниками,

- 78% - с взрослыми.

Исходя из вышеизложенных проблем, возникает следующие

ПРОТИВОРЕЧИЯ:

- между требованием государства в создании высококачественной, развитой, гармоничной системы образования и необходимостью разработки устойчивого механизма развития этой системы;

- между провозглашением дошкольного образования в развитии культуры речевого общения детей и необходимостью непосредственного участия всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, логопеды);

- между потребностью ДОУ в обновлении, эффективности содержании образования и недостаточным уровнем моего педагогического мастерства применять новые педагогические технологии.

Эти противоречия делают сегодня одной из актуальных проблем речевое развитие детей и предполагают решение следующей проблемы, а именно:

Проблема: Поиск эффективных методов, новых педагогических технологии направленных на речевое развитие дошкольников.

Цель:

Овладение теорией и практикой проектной деятельности дошкольников и интегрированного обучения и внедрения в свою практику данных технологий.

Формирование ответственных взглядов и убеждений у родителей, согласованных действий педагогов с ними в проблеме речевого развития детей.

Объект исследования: педагогическая деятельность, направленная на речевое развитие дошкольников, ориентированная на задачи образовательной области «Коммуникация»

Предмет исследования - педагогические условия решения задач образовательной области «Коммуникация» средствами дошкольного развивающего образования.

Определение Гипотезы заключается в следующем:

повышение уровня речевого развития детей обеспечится посредством совокупности педагогических условий, если:

1. Планирование на воспитательно – образовательном уровне будет целенаправленным, системным.

2. При согласованном взаимодействии родителей и педагогов в образовательном процессе.

3. Чётко спланированная система отслеживания, обеспечивающая

Анализ речевых достижений детей и своевременная корректировка при существенных отклонениях.

4. Развитие коммуникативных потребностей ребёнка, речевой активности и деятельность, интегрированная с другими видами деятельности, организована как партнёрская деятельность взрослого и детей.

5. Совершенствование содержаний, формы и методов, внедрение педагогических технологий, направленных на освоение речевого развития.

6. Создание развивающей предметно – пространственной речевой среды.

7. Проведение современного логопедического обследования, принятие к сведению родителями рекомендации логопеда.

8. Овладение педагогами ДОУ современными методиками, педагогическими технологиями по речевому развитию и соответственно повышение своего профессионально – личностного роста и творческого отношения к своей работе.

В соответствии с целью, гипотезой были определены следующие Задачи:

1. Изучить теорию и практику проектной деятельности дошкольников и интегрированного обучения;

2. Внедрить в практику своей педагогической деятельности технологии на основе проектного метода, интеграции с другими видами деятельности.

3. Разработать методические рекомендации по новым педагогическим технологиям.

4. Провести мониторинг и анализ результата внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс.

5. Сделать выводы об эффективности своей деятельности и наметить программу деятельности на следующий аттестационный период.

Анализ результатов педагогической деятельности и условий получения результатов.

В период с 2009-2013 годы я работала над темой «Создание условий для эффективного познавательно – речевого развития путём интеграции различных видов деятельности».

Организовала исследовательскую деятельность на базе МБДОУ Детский сад № 6 «Сказка».

В экспериментальную группу вошли 19 детей 4-5 летнего возраста (2010 -2011гг., 20 детей 6 – 7 лет (2011 – 2012гг.)

Исследования проводились через три экспериментальных этапа:

1 этап.

На первоначальном этапе (2010 – 2011гг.) провести анализ сложившейся ситуации с развитием речи воспитанников через диагностирование;

Отбор и анализ литературы по проблеме исследования.

2 этап.

На втором этапе (2011 – 2012гг.) провести апробацию применения традиционных и инновационных форм работы с детьми по развитию речи.

3 этап.

На третьем этапе (2012 – 2013гг.)

Провести мониторинг образовательного процесса, анализ результатов, подвести итог работы. Планирование работы на следующий межаттестационной период.

1 этап – Констатирующий

Цель: проанализировать условия и состояние воспитательного процесса, а также уровень профессионального мастерства педагога, подготовка соответствующих условий для следующего этапа работы, выявление уровня речевого развития детей.

Для организации аналитической деятельности, я использовала методику мониторинга освоения образовательной программы по Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Развитие речи детей 6-7 лет» /авт. сост. О. С. Ушакова, которые помогли расширить и углубить знания о детях и использовать конкретные способы психолого – педагогической оценки каждого ребёнка.

Одним из методов сбора информации о детях стало наблюдение.

Наряду с тем, были использованы несложные задания, дидактические игры, творческие игровые задания, наглядно - методические пособия, беседы, тестирование в разных видах деятельности.

Логопедическое обследование было представлено стимульным материалом, куда вошли картинки на все группы звуков.

Анализ общего и речевого развития детей 4-5 лет (19 детей, на начало 2009-2010 учебного года показал:

Образовательная область Уровень достижения освоения программы

высокий средний низкий

Физическая культура - 68% 32%

Здоровье - 63% 37%

Познание - 52% 48%

Коммуникация - 52% 48%

Художественное творчество - 57% 43%

Чтение художественной литературы - 57% 43%

Музыка - 63% 37%

Безопасность - 52% 48%

Сигнализация - 57% 43%

Труд - 63% 37%

Анализ общего и речевого развития детей 6 - 7 лет (20 детей, на начало 2010-2011 учебного года показал:

Образовательная область Уровень достижения освоения программы

Высокий Средний Низкий

Физическая культура - 75% 25%

Здоровье - 75% 25%

Познание - 70% 30%

Коммуникация - 70% 30%

Художественное творчество - 65% 35%

Музыка - 70% 30%

Чтение художественной литературы - 70% 30%

Безопасность - 60% 40%

Социализация - 65% 35%

Труд - 65% 35%

Музыка - 60% 40%

Анализ уровень речевого развития детей 6 – 7 лет

на начало 2010-2011 учебного года показал:

Образовательная область «Коммуникация» Уровни речевого развития

Высокий Средний Низкий

Формирование словаря 0% 70% 30%

Звуковая культура речи 0% 45% 55%

Грамматический строй речи 0% 50% 50%

Связная речь 0% 55% 45%

Итого: 0% 55% 45%

Качественный анализ речевого развития детей показал :

У детей данного возраста в соответствии с нормативными показателями заканчивается процесс овладения звуками. Однако, при обследовании речи было выявлено:

- ошибки в произношении шипящих – 10% (2 детей, другого звука -10% (2 детей)

- сонорных звуков – 15 % (3 детей);

- смягчение твёрдых согласных - 10% (2 детей);

- недостаточно владеют своими голосовыми возможностями -10 % (2 детей).

Наиболее результативным видом речевого развития детей является работа по обогащению словарного запаса, но вместе с тем, анализ работы по этому направлению показал, что несмотря на достаточный запас слов для повседневного общения, активный словарь беден – 40 % (8 детей, т. е. (в чужой речи слово ребёнку понятно, но сам он его не использует и не всегда могут объяснить смысл слов, например смысл в пословице – 35% (7детей). При обследовании фонематического слуха (называть слова с определённым звуком, находить слова с определённым звуком в предложении, определение место звука в слове, дети испытывали затруднения - 45% (7 детей). Одновременно увеличивается количество грамматических ошибок, дети неправильно строят предложения, не используют языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т. д.) – 50 % (10 детей). Есть ошибки в построение связного текста с соблюдением структурных элементов (начало, середина, конец) и их соединение. Анализ связной речи выявил: (составление рассказа о предмете или по картине, рассказа из личного опыта) – низкий уровень развития - 45%.

Анализ речевой активности детей на занятии выявил: при выполнении речевых упражнений, дети употребляют примитивные, однообразные речевые конструкции. Оценка нервно – психического развития детей 6-7 лет показала – на занятиях прослеживается отсутствие интереса, внимания, наблюдательности, выразительности речи. В связи с этим, особое внимание я уделяла тем детям, которые не могут составить рассказ без помощи вопросов воспитателя, при пересказе допускают ошибки, в активном словаре отсутствуют существительные с обобщающем значением, допускают ошибки в употреблении слов в предложении, плохо запоминают стихотворения.

Анализ состояния воспитательно – образовательного процесса включил в себя изучение и анализ содержания общеобразовательной программы, современной концепции дошкольного образования и требованиями ФГОС по направлению «Познавательно – речевое развитие», пришла к выводу:

- существует необходимость использования инновационных технологий по развитию речи;

- следует привести в систему работу по речевому развитию детей;

- обновить содержание форм, методов и приёмов работы педагога по данному направлению;

- требуется обогатить развивающую предметную среду;

- необходимо активно использовать методы и приёмы обучения проблемно – поискового, творческого характера.

И достаточно серьё зным аспектом в исследовательской деятельности явился анализ:

- педагогического мастерства в области развития и уровня практических и методических умений в организации занятий, творческих праздников, досугов.

- степень владения технологией интегрированного подхода в организации педагогического процесса и других технологий.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, пришла к мнению о необходимости использования нетрадиционных форм и методов инновационной деятельности по развитию речи, и определило следующее направление работы.

Изучить и освоить:

- нормативно – правовую базу по развитию дошкольников;

- инновационный опыт работы передовых образовательных учреждений;

- программу «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; методические разработки, педагогическую литературу по интегрированному воздействию на ребёнка различных видов деятельности.

- ознакомиться с методическими пособиями:

• С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ»,

• К. Ю. Белая «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ»

- методикой проведения интегрированного занятия.

Разработать рабочую программу по направлению «Познавательно – речевое развитие»

Составить творческие проекты для внедрения интегрированного подхода по всем видам деятельности.

Создать банк конспектов занятий, праздников, развлечений, видеотеку.

Продолжить обогащать развивающую речевую среду.

Апробировать эффективность методик в образовательном процессе.

Таким образом, причинами, объясняющими эти результаты, я считаю:

- несформированность вышеуказанных умений.

Факторами, препятствующими успешному формированию речи детей, считаю:

1. Однообразие методов, позволяющих – активизировать речевую деятельность.

2. Несогласованность позиции педагога и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Недостаточное обеспечение предметно – развивающей среды для познавательно – речевой деятельности.

4. Недостаточно эффективных методик, демонстративного материала, ИКТ.

5. Отсутствие раннего обcледования логопедом.

Кроме того, мною были проанализированы:

- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения и до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильева

- Методические пособия:

«Технология интегративных занятий в ДОУ» С. Д. Сажиной и «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» К. Ю. Белой с целью совершенствования своих профессиональных умений в организации интегрированного подхода образовательного процесса.

В ходе своей деятельности по развитию речи, я пришла к выводу, что для перехода к формирующему этапу деятельности необходимо:

- организовать соответствующую речевую предметно - пространственно среду, способствующую для совместной и самостоятельной деятельности, как со сверстниками, так и с педагогами;

- всю работу по речевому развитию детей привести в систему и внедрять новые технологии;

-все виды организованной деятельности детей интегрировать с развитием речи;

- организовать оптимальное сочетание всех форм и видов деятельности детей в режиме дня относительно речевого развития;

- повышать профессиональный уровень в диагностико – коррекционной работе с детьми;

- создать условия для преемственности в работе по речевому развитию детей в ДОУ и семьи.

Одной из наиболее существенных проблем дошкольного образования является проблема разработки и использования активных методов обучения.

Педагог всегда стремиться к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, её объём и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребёнка не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В 2010-2011 году я приступила исследовательской деятельности: целью данного этапа является обучение экспериментальной группы детей с учётом состояния вышеизложенного уровня речевого развития детей и изложенной гипотезы.

Мною была разработана и внедрена система работы по речевому развитию детей по всем направлениям, т. е. на все виды организованной деятельности детей в цель были заданы речевые задачи. Практика показывает, построение системной работы – охватывание всех направлений деятельности воспитателя.

Построить систему значит :

-определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система;

- отобрать содержание в соответствии навыков и умений, с представленными задачами;

- выбрать формы, методы его проведения;

- распределить полномочия и ответственность каждого.

При обучении детей использовала специальные упражнения:

- по формированию

правильного речевого дыхания О. В. Бурлакина;

- по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры и упражнения)

- Н. Рымчук,Т. В. Калинина, В. В. Цвынтарный;

- для развития речедвигательного развития С. А. Исаева;

- артикуляционная и пальчиковая гимнастика – В. В. Коноваленко;

- звуковые зарядки, чистоговорки – В. Буйко,

- развивающие игры – А. В. Печерога;

- упражнения к развитию связной речи – Т. А. Ткаченко,

- логоритмические занятия – М. Ю. Картушина

Педагогические технологии:

- «Развитие речи детей 6 – 7 лет» / авт. сост. О. С. Ушакова,

- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада», «Нетрадиционные формы занятий»/ авт. сост. Н. В. Тимофеева,

- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность»,

- М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»,

- «Физкультура нестандартные занятия» / авт. сост. С. Е. Голомидова,

Методические пособия:

- А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребёнок»,

- В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной группе детского сада».

Публикации по теме:

Опыт работы по речевому развитию в процессе экологического воспитания Опыт работы по речевому развитию детей через экологическое познание мира в старшей логопедической группе «Радуга» (апрель 2014г.) восп-ли:.

Опыт работы воспитателя по самообразованию Начиная со 2 младшей группы я с детьми занималась изобразительной деятельностью по программе Лыковой И. А. «Цветные ладошки». С каждым годом.

Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию»Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию» В ФГОС ДО социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» Задачи именно этой области.

Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Опыт работы воспитателя «К здоровью через сотрудничество. Здоровая семья» 1сл. Визитная карточка 2сл. Тема 3сл В настоящее время одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, - это сохранение здоровья детей.

Опыт работы «Взаимодействие с родителями по познавательно-речевому развитию детей» В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей дошкольного учреждения является «взаимодействие с семьей.

Опыт работы по элементарному музицированию со старшими дошкольниками. В помощь музыкальным руководителям Развитие музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности через элементарное музицирование с дошкольниками старшего возраста.

Опыт работы «Использование песочной анимации в работе с дошкольниками» Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Шемет Татьяна Юрьевна, воспитатель д/с № 5 «Страна Чудес» Целинского района. Почти 5 лет назад я сделала.

Семинар-практикум для педагогов «Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста» Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития лексико-грамматического строя и формирования связной речи.

Система работы по экологическому развитию воспитателя с дошкольниками. Описание опыта работы воспитателя Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Взаимодействие человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы)
Опубликовано: 2 марта 2016 в 13:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы)» (включая файлы) размещена пользователем Дилором Раупова (УИ 501159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД