Получи документы

Система работы по экологическому образованию дошкольников (из опыта работы).

Надежда Попова
Система работы по экологическому образованию дошкольников (из опыта работы).
▼ Скачать + Заказать документы

Целью экологического образования в нашем дошкольном образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности) .

Публикация «Система работы по экологическому образованию дошкольников (из опыта работы),» размещена в разделах

Задачи:

• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Пути реализации:

• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.

• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

С целью обеспечения организации образовательного процесса по экологическому образованию педагогический коллектив использует Программу экологического образования дошкольников «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, на основе которой разработан региональный компонент.

Чтобы повысить эффективность экологического образования педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения используют различные формы и методы:

экологические занятия (цикл НОД «Природа Донского края», наблюдения, уроки доброты, уроки мышления, беседы по «Красной книге» Волгоградской области, экологические конкурсы, конкурсы детского рисунка и совместного творчества («Дары осени», «Природа в стихах Сергея Есенина» и др., обсуждение и проигрывание ситуаций, коллекционирование, экологические праздники, экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия: созданы и успешно апробированы развивающие игры по типу «Солнышко» (с цветными прищепками, кольца Луллия – несколько вариантов: животные и растения Иловлинского края, лекарственные растения, первоцветы и др.); экологические сказки, инсценировки, участие в акциях природного парка «Донской» (Марафон помощи птицам – акция «Покормите птиц зимой»).

Одним из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике является интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников проводим на специальных занятиях. Но элементы экологических знаний дети получают и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, конструированию, изобразительному искусству. Для целей экологического образования педагоги используют не только рассказы, известные стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала служат стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. На интегрированных занятиях происходит соединение экологического воспитание с эстетическим. На таких занятиях дети усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах. Для занятий педагоги используют наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней,

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бланки о животных. К ним относятся такие, как «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Нравятся детям и рассказы Э. Шума, Константина Паустовского, Георгия Скребицкого, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока. Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, проведённых наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят ответить на многие вопросы. Всё это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Педагога нашего ДОУ разработали циклы наблюдений, которые сопровождаются познавательным общением воспитателя с детьми. Они развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Старшие дошкольники активно включаются в природоохранительные акции – социально-значимые мероприятия, которые проводятся в детском саду совместно педагогами и детьми («Покормите птиц зимой», «Неделя добрых дел», «Посади дерево»,. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, педагоги использовали игру «Меню для птиц», целью которой является уточнение представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Такие словесные игры как «Птички на кормушках», цель которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются, природоохранительные представления. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовали дидактические игры, а именно: «Угадай правило», целью, которой является описание поведения человека по отношению к объектам природы, умение объяснять эти действия; «Выбери правильно дорогу»цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу).

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в детском саду целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Дети учатся понимать, что природа – это наш общий дом, закрепляют знания о животных: зверях, рыбах, птицах; закрепляют умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; учатся устанавливать причинно-следственные связи.

Ребё нка окружают интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. За три года реализованы проекты: «Мы живем на земле Иловлинской» : подпроекты «Травознай», «Первоцветы», «Экологический театр»; «Животные природного парка «Донской», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы» и др. Проекты были краткосрочными и долгосрочными: их длительность определялась воспитателем в зависимости от решаемых задач. Формы и методы работы педагог выбирал в зависимости от возрастных особенностей детей. Методика работы в рамках экологического проекта разрабатывалась на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, сочиняли свои сказки и рассказы.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Работа по экологическому образованию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании дошкольников.

Публикации по теме:

«Обогащение социального опыта детей подготовительной группы посредством экономического воспитания» Блочная система работы Тема блока 1 подготовительная группа «Мир денег» • Деньги • Цена • Товар 1. Освоение экономических понятий; 2. Знакомство с банком 3. Подведение.

«Обогащение социального опыта детей старшей группы посредством экономического воспитания» Блочная система работы Тема блока 1 старшая группа «Мир денег» • Деньги • Цена • Товар 1. Освоение экономических понятий; 2. Знакомство с ценой разных вещей; 3. Подведение.

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы) Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения.

Из опыта работы «Система работы с детьми второй ранней группы по экологическому воспитанию» 1 Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

Из опыта работы «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» (продолжение) В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом в развитии личности ребенка.

Система работы по экологическому образованию дошкольников в воплощении художественного образа (из опыта работы) Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Система работы по экологическому развитию воспитателя с дошкольниками. Описание опыта работы воспитателя Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Взаимодействие человека.

Система работы по экологическому воспитанию Слайд №1 Сегодня я представляю опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд № 2 Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по экологическому образованию дошкольников (из опыта работы).
Опубликовано: 20 июня 2016 в 18:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по экологическому образованию дошкольников (из опыта работы).» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД