Анна Радченко
Система организации работы по речевому развитию младших дошкольников в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Система организации работы по речевому развитию младших дошкольников в образовательном процессе ДОУ»
Слайд № 1 Тема: «Система организации работы по речевому развитию младших дошкольников в образовательном процессе в ДОУ».
Публикация «Система организации работы по речевому развитию младших дошкольников в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Слайд № 2 Федеральный государственный образовательный стандарт диктует, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Но, современная ситуация такова, что большое количество детей, приходящих в детский сад, даже в возрасте 3-4 лет, имеют нарушения в развитии речи, общее недоразвитие речи или не разговаривают совсем. В связи с этим, естественно, что дети не могут выразить через речь свои мысли и желания, попросить помощи у взрослого в сложных ситуациях, договориться со сверстниками. Речь заменяют эмоциональные проявления более свойственные для раннего этапа развития ребенка (плач, крик, топот ногами и пр.).
Слайд № 3, 4 Прежде чем развивать речь ребенка в ДОУ провели мониторинг по образовательной области «речевое развитие» и выявили, что
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
- 46% 54%
Всего в группе: 34 воспитанника
«Говорящие дети» – (18 детей) -53%;
«Не говорящие дети» – (16 детей)- 47%;
Слайд 5. В младше дошкольном возрасте имеется определенные этапы формирование речи.
Слайд № 6,7, 8 ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ:
• Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
• Уточнять названия и назначения предметов;
• Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, некоторые материалы и их свойства;
• Развивать умение понимать обобщающие слова.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет) уже имеют некоторый словарный запас: активный лексикон в норме составляет от 1500 до 2000 слов. Но физиологическое несовершенство речевого аппарата еще не позволяет малышам фонетически правильно произносить все звуки: особенно трудно даются сонорные (р, л) или шипящие (ш, ц или с). Дети переставляют слоги, допускают речевые и грамматические ошибки. Объединить несколько предложений в связный рассказ у них практически совсем не получается. Зато они обладают огромной тягой к речевому развитию, непрерывно повторяя за взрослым слоги и слова, впитывая новые знания, подобно губке. В этот момент важно не упустить время и начать заниматься с ребятами, используя специальные методы: дидактические игры (эффективное средство формирование словаря) мнемоквадраты, игра «Найди пару», пластиковые заплатки и т. д.
Слайд № 9,10,11,12,13,14,15 Звуковая культура речи
• Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки;
• Развивать моторику речедвигательного аппарата;
• слуховое восприятие;
• речевой слух и речевое дыхание;
• Уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность;
• Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.
Со второй младшей группы воспитатели знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, подготавливают детский артикуляционный аппарат с помощью разнообразных артикуляционных гимнастик («Артикуляционная гимнастика», пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». В распоряжении дошкольников всегда находятся листочки и бабочки на ниточках, воротики, вертушки, вата, индивидуальные зеркала. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики : воспитатели обучают детей разнообразным пальчиковым играм и упражнениям, используют шнуровку, мозаики, пазлы, организуют продуктивные виды детской деятельности: рисование, лепку, аппликацию. В наличии сборники потешек, чистоговорок, считалок, небольших стихотворений, словесных игр, используемые для выработки у детей хорошей дикции, четкого и правильного произнесения слов, предложений.
Слайд № 16,17,18,19 Грамматический строй.
• Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами;
• Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;
• Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений распространенные, составлять предложения с однородными членами.
Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 - 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет», ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Педагог и родители учат детей задавать вопросы и отвечать на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания. Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни. Игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.
Слайд №20,21, 22 Связная речь:
• Развивать диалогическую форму речи;
• Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
• Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
Основные методы связной речи:
наглядные (наблюдение во время прогулок за живой и не живой природой, рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; рассматривание сюжетных картинок)
Словесные: чтение художественной литературы, заучивание потешек, стихов, речевок, составление элементарных рассказов).
Слайд №23,24,25,26,27,28 Приобщение детей к художественной литературе
• Читать знакомые художественные произведения;
• Воспитывать умение слушать новые произведения (сказки, рассказы, стихи);
• Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;
• Учить детей читать наизусть потешки, и небольшие стихотворения;
Использование потешек, песенок, стихов, не только знакомит детей с окружающим миром, но и помогает услышать ритмичность и возможность для ведения диалогов. В течение года знакомим детей с русскими народными и авторскими сказками, отечественных и зарубежных писателей (Толстой, Чуковский, Бианки, Сутеев и т. д.). Короткие рассказы, рассказываются 2 раза подряд, это не утомляет детей и обеспечивает их активность во время слушания; при рассказывании используются разнообразные пособия, иллюстрации, игрушки, фигурки. Наибольший эффект достигается, когда рассказ сочетается с показом фигурок настольного театра.
Восприятие сказок, происходит успешно, если перед рассказыванием (чтением) проводится предварительную подготовка. Например, перед тем, как рассказывать сказку «Козлята и волк», можно показать иллюстрации и охарактеризовать животных: козлята маленькие, волк большой, очень страшный. А затем уже, предложить послушать сказку про козу, умных и послушных козлят и страшного, большого, злого волка. Закончить занятие можно самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра. При рассматривании иллюстраций, в ходе которой дети вспоминают слова, принадлежащие тому или иному персонажу. При повторении сказки, стараться обучать детей элементам драматизации. Это доставит малышам много радости. При повторном чтении, дети с удовольствием будут договаривать фразы, имитировать голоса и поведение животных (крякают, мычат, бодаются, как телята и т. д.)
• Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой.
В младшем возрасте педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, нужно подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот, же вопрос. Известно, что детям очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. ("У Ани получится… Вова сумеет… Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку…" и т. п.).
Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть "интересом всерьез". Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием "дует на горячие блины и съедает их", показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать также, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением.
Слайд 29. Содержание речевого уголка :
Наполняемость уголка; Разнообразие материала; Соответствие возрасту;
Доступность и системность; Эстетика оформления; Картотеки (артикуляционных упражнений; пальчиковых игр, дидактических игр, физкультутминуток, стихов, потешек, и мн. другое).
Слайд 30. Работа с родителями. Правильное взаимодействие залог – успешности. Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам. Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчается тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить стихотворение, это, несомненно, произведёт на него впечатление. Поэтому нужно стараться донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов. Чтобы расширить кругозор, предлагать родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.
Слайд № 31,32, 33 Всего в группе: 34 воспитанника;
«Говорящие дети» – (25 детей) -73%
«Не говорящие дети» – (9 детей)- 27%
В заключении: Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.