Приложение МААМ

Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ

АНТОНИНА АКПЕРОВА
Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Аннотация: целью статьи является демонстрация опыта использования игр, как эффективного средства социализации детей в условиях инклюзивного образования детей в ДОУ.

Опыт использования игр, по нашему мнению, будет полезен коллегам различных дошкольных учреждений, занимающихся сопровождением детей с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзия, социализация, игры, дети с ограниченными возможностями.

Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и считали инвалидами.

Департамент образования МО г. Салехард, реализуя долгосрочную программу развития муниципальной системы образования города при открытии в 2011 году нового детского сада «Кристаллик» продолжил работу по созданию условий для комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду функционируют 12 групп комбинированной направленности для детей с заболеваниями глаз (амблиопия и косоглазие) и организованы две группы компенсирующей направленности: для детей – инвалидов с умственной отсталостью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения слуха, и с нарушением зрительного анализатора (слепые и слабовидящие).

Чтобы ребёнок с ограниченными возможностями смог приобрести жизненный опыт, потребность осознания собственного «Я», в системе общественных ценностей и потребность перспективы будущего детям необходима комплексная помощь, чётко скоординированная работа всех участников взаимодействия с ребёнком.

Специалисты ДОУ разрабатывали и апробировали наиболее эффективные технологии для социальной адаптации данной категории детей.

В основу технологий легла теория Л. А. Венгера о развитии творческих способностей ребенка дошкольного возраста и теория Л. С. Выготского о расширении возможности ребенка, о “зоне его ближайшего развития”. Принципиально важным для осуществления совместной деятельности детей явилось положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка Л. С. Выготского.

Изучение теоретических положений и практического опыта позволило педагогу – психологу и учителю-дефектологу определить направления для совместной работы по социализации детей в условиях инклюзивного образования.

По нашему мнению, наиболее эффективной формой работы является развитие игровой деятельности детей с ОВЗ с их здоровыми сверстниками.

Игра – средство, с помощью которого воспитанники адаптируются к окружающему миру, учатся жить в нём.

Учитывая психофизиологические особенности детей, были определены следующие задачи:

- сформировать положительные эмоциональные установки по отношению к детям ОВЗ у здоровых детей;

- развивать способности к совместным действиям, игре, общению;

- учить устанавливать социальные контакты между детьми;

- развивать индивидуальные творческие способности детей.

Занятия проводятся один раз в неделю и строятся по единой схеме:

- ведение в тему, создание положительного эмоционального настроя;

- игровая деятельность (в разных формах, где каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение.

Совместно разработанный план проведения игр включает следующие блоки:

1. «Образ – Я»

2. «Мы вместе!»

Игры первого блока направлены на пробуждение у ребёнка Я – позиции, формирование образа Я. Содержание игр позволяет сформировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я в семье», «я в детском саду»). Уточнить представления о частях собственного тела, способствует восприятию себя в качестве самостоятельного субъекта, позволяет испытать гордость за свои маленькие достижения. (Приложение №1)

Игры второго блока позволяют развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия, развивать эмпатию, умение чувствовать настроение другого, оказывать взаимопомощь, согласовывать свои действия с партнёром по общению, гибко использовать в общении мимику, пантомимику, жесты, понимать интонацию. (Приложение №2)

Использование специально подобранных игр в условиях инклюзии является эффективным средством, с помощью которого, ребёнок адаптируется к окружающему миру, учится жить в нём, приобретает свой первый социальный опыт.

Список литературы.

Выготский Л. С. Проблемы развития психики. - М., 1983.

Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М., 1988.

Самоукина Н. В. Игры в которые играют. - М. ,1996.

Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1999

Приложение №1

Игра «Давайте познакомимся!»

Цель: идентификация «Образа - Я»

Задачи:

• создать положительный эмоциональный фон, снять напряжение;

• учить ребёнка называть своё имя;

• развивать навыки речевой коммуникации;

• способствовать устранению речевого и поведенческого негативизма.

Ход игры:

Вариант 1.

Дети стоят в кругу, педагог начинает игру с приветствия и предлагает детям, передавая «волшебную палочку» назвать своё имя.

Вариант 2.

Дети стоят в кругу, педагог начинает игру с приветствия и предлагает детям, передавая «волшебную палочку» назвать своё имя и имя, стоящего рядом ребёнка.

Игра «Волшебный колокольчик!»

Цель: идентификация «Образа - Я»

Задачи:

• учить ребёнка запоминать своё имя;

• развивать мелкую моторику рук;

• устранять недостатки в развитии слухоречевой памяти, внимания.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, взявшись за верёвку с фиксированным колокольчиком. По команде педагога начинают перемещать верёвку в руках. Услышав сигнал педагога «Стоп!», дети хором отвечают на вопрос: «У кого колокольчик?». В ответ, ребёнок, чьё имя произнесли дети, звенит колокольчиком.

Приложение №2

Игра «Угадай кто?»

Цель: сплочение детского коллектива

Задачи:

• учить узнавать партнёра по игре через тактильные ощущения;

• развивать целостное восприятие, зрительную долговременную память;

• корригировать сенсорно-двигательную координацию;

• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Педагог приглашает одного ребёнка в центр и предлагает ему запомнить всех ребят - участников игры. После чего одевает ему на глаза повязку. Затем дети, передвигаясь по кругу, считают до пяти. Ведущий раскручивает ребёнка и подводит его к одному из детей и говорит: «Угадай кто это?»

Игра «Я хочу с тобой дружить»

Цель: установление доверительного контакта между детьми

Задачи:

• учить узнавать себя по словесному описанию;

• развивать слуховое восприятие, внимание;

• устранять поведенческий негативизм по отношению друг к другу;

• воспитывать толерантность.

Ход игры:

Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу с тобой дружить», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Опубликовано: 12 марта 2025 в 16:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем АНТОНИНА АКПЕРОВА (УИ 954095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД