АНТОНИНА АКПЕРОВА
Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Аннотация: целью статьи является демонстрация опыта использования игр, как эффективного средства социализации детей в условиях инклюзивного образования детей в ДОУ.
Опыт использования игр, по нашему мнению, будет полезен коллегам различных дошкольных учреждений, занимающихся сопровождением детей с ОВЗ.
Ключевые слова: инклюзия, социализация, игры, дети с ограниченными возможностями.
Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и считали инвалидами.
Департамент образования МО г. Салехард, реализуя долгосрочную программу развития муниципальной системы образования города при открытии в 2011 году нового детского сада «Кристаллик» продолжил работу по созданию условий для комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду функционируют 12 групп комбинированной направленности для детей с заболеваниями глаз (амблиопия и косоглазие) и организованы две группы компенсирующей направленности: для детей – инвалидов с умственной отсталостью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения слуха, и с нарушением зрительного анализатора (слепые и слабовидящие).
Чтобы ребёнок с ограниченными возможностями смог приобрести жизненный опыт, потребность осознания собственного «Я», в системе общественных ценностей и потребность перспективы будущего детям необходима комплексная помощь, чётко скоординированная работа всех участников взаимодействия с ребёнком.
Специалисты ДОУ разрабатывали и апробировали наиболее эффективные технологии для социальной адаптации данной категории детей.
В основу технологий легла теория Л. А. Венгера о развитии творческих способностей ребенка дошкольного возраста и теория Л. С. Выготского о расширении возможности ребенка, о “зоне его ближайшего развития”. Принципиально важным для осуществления совместной деятельности детей явилось положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка Л. С. Выготского.
Изучение теоретических положений и практического опыта позволило педагогу – психологу и учителю-дефектологу определить направления для совместной работы по социализации детей в условиях инклюзивного образования.
По нашему мнению, наиболее эффективной формой работы является развитие игровой деятельности детей с ОВЗ с их здоровыми сверстниками.
Игра – средство, с помощью которого воспитанники адаптируются к окружающему миру, учатся жить в нём.
Учитывая психофизиологические особенности детей, были определены следующие задачи:
- сформировать положительные эмоциональные установки по отношению к детям ОВЗ у здоровых детей;
- развивать способности к совместным действиям, игре, общению;
- учить устанавливать социальные контакты между детьми;
- развивать индивидуальные творческие способности детей.
Занятия проводятся один раз в неделю и строятся по единой схеме:
- ведение в тему, создание положительного эмоционального настроя;
- игровая деятельность (в разных формах, где каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение.
Совместно разработанный план проведения игр включает следующие блоки:
1. «Образ – Я»
2. «Мы вместе!»
Игры первого блока направлены на пробуждение у ребёнка Я – позиции, формирование образа Я. Содержание игр позволяет сформировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я в семье», «я в детском саду»). Уточнить представления о частях собственного тела, способствует восприятию себя в качестве самостоятельного субъекта, позволяет испытать гордость за свои маленькие достижения. (Приложение №1)
Игры второго блока позволяют развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия, развивать эмпатию, умение чувствовать настроение другого, оказывать взаимопомощь, согласовывать свои действия с партнёром по общению, гибко использовать в общении мимику, пантомимику, жесты, понимать интонацию. (Приложение №2)
Использование специально подобранных игр в условиях инклюзии является эффективным средством, с помощью которого, ребёнок адаптируется к окружающему миру, учится жить в нём, приобретает свой первый социальный опыт.
Список литературы.
Выготский Л. С. Проблемы развития психики. - М., 1983.
Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М., 1988.
Самоукина Н. В. Игры в которые играют. - М. ,1996.
Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1999
Приложение №1
Игра «Давайте познакомимся!»
Цель: идентификация «Образа - Я»
Задачи:
• создать положительный эмоциональный фон, снять напряжение;
• учить ребёнка называть своё имя;
• развивать навыки речевой коммуникации;
• способствовать устранению речевого и поведенческого негативизма.
Ход игры:
Вариант 1.
Дети стоят в кругу, педагог начинает игру с приветствия и предлагает детям, передавая «волшебную палочку» назвать своё имя.
Вариант 2.
Дети стоят в кругу, педагог начинает игру с приветствия и предлагает детям, передавая «волшебную палочку» назвать своё имя и имя, стоящего рядом ребёнка.
Игра «Волшебный колокольчик!»
Цель: идентификация «Образа - Я»
Задачи:
• учить ребёнка запоминать своё имя;
• развивать мелкую моторику рук;
• устранять недостатки в развитии слухоречевой памяти, внимания.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, взявшись за верёвку с фиксированным колокольчиком. По команде педагога начинают перемещать верёвку в руках. Услышав сигнал педагога «Стоп!», дети хором отвечают на вопрос: «У кого колокольчик?». В ответ, ребёнок, чьё имя произнесли дети, звенит колокольчиком.
Приложение №2
Игра «Угадай кто?»
Цель: сплочение детского коллектива
Задачи:
• учить узнавать партнёра по игре через тактильные ощущения;
• развивать целостное восприятие, зрительную долговременную память;
• корригировать сенсорно-двигательную координацию;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Педагог приглашает одного ребёнка в центр и предлагает ему запомнить всех ребят - участников игры. После чего одевает ему на глаза повязку. Затем дети, передвигаясь по кругу, считают до пяти. Ведущий раскручивает ребёнка и подводит его к одному из детей и говорит: «Угадай кто это?»
Игра «Я хочу с тобой дружить»
Цель: установление доверительного контакта между детьми
Задачи:
• учить узнавать себя по словесному описанию;
• развивать слуховое восприятие, внимание;
• устранять поведенческий негативизм по отношению друг к другу;
• воспитывать толерантность.
Ход игры:
Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу с тобой дружить», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.