Оксана Шкруднева
ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть)
▼ Скачать + Заказать документы
I. Вводная часть.
Дети входят в группу.
Логопед : - Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка).
- Давайте закроем глазки, и представим, что мы с вами попали в сказочный волшебный лес.
- Представили?
- Открывайте глазки, вот мы и в лесу. (Звучит пение птиц).
Слышится чей-то плач.
Логопед : - Ребята! Кто-то плачет, кому-то нужна помощь.
- Да, это же гномик, давайте, подойдем и спросим, что случилось?
Дети здороваются с гномиком.
- Что с тобой случилось?
- Почему ты плачешь?
Публикация «ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Гномик: - Как же мне не плакать, случилась беда. Нам было так весело, мне и моим братьям гномикам, потому что Белоснежка всегда была с нами, она учила нас правильно произносить звуки, мы учили с ней буквы. Но злая мачеха заколдовала ее, усыпила своими злыми чарами. Помогите, нам, пожалуйста, расколдовать Белоснежку.
Дети: - Конечно, поможем.
Логопед : - Гномик, как же нам помочь тебе?
Гномик: - Чтобы расколдовать Белоснежку, надо правильно выполнить все задания. А помогать вам будут мои братья гномики, которых вы встретите на своем пути.
II. Основная часть.
Логопед : Ребята, давайте скорее начнем помогать гномикам. А вот и первый гномик и наше первое задание. Гномик предлагает нам собрать картинку.
Дети собирают коллективно на полу дом (или на фланелеграфе).
Логопед : - Что у вас получилось?
Дети: - Получился дом?
Логопед : - Какой первый звук вы слышите в слове дом?
Дети: - Звук [д]•
Логопед : - Не зря, гномик предложил нам такое задание, потому что [д] сегодня самый главный на нашем занятии, он нам и будет помогать спасать Белоснежку.
- Отправляемся дальше, вот и следующий гномик и дудочки стоят здесь.
Ду - ду - ду - давненько, встарь
В дудочку дудел дударь.
-Давайте, представим, что мы играем на большой дудочке.
Дети имитируют пальчиками и произносят:
Ду-ду-ду – ду
Да – да – да – да
До - до - до – до
Ды – ды – ды – ды
Дэ - дэ - дэ - дэ
- А теперь поиграем на маленькой дудочке
Дя-дя-дя-дя
Ди-ди-ди-ди
Де-де-де-де
Дю-дю-дю-дю
Де - де - де - де
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам; обозначение цветовыми символами
Логопед :- Смотрите, на полянке столики стоят, третий гномик предлагает задания узнать.
- Пройдемте сядем за столы.
Дети садятся за столы.
Логопед : - Произнесем звук [д], кончик язычка стучит в бугорки за верхними зубками.
- Попробуем намотать ниточку на клубочек (дети имитируют это руками).
- Что происходит с ниточкой?
- Ниточка рвется.
- Мы не можем долго тянуть, петь звук [д]
- Что мешает ветерку?
- Зубы, язычок.
- Значит звук [д] согласный.
- Теперь приложим ладошку к горлышку и произнесем звук [д], дрожит горлышко или спит?
- Дрожит.
- Значит звук [д] звонкий согласный.
- А еще звук [д - д - д] - звучит твердо, это твердый согласный - твердый братик.
- Давайте еще раз повторим, какой звук [д].
Дети повторяют и разгибают пальчики.
- Согласный, твердый, звонкий.
Логопед : - Мы будем обозначать согласный звонкий, твердый звук [д] - синим звуковичком с колокольчиком (показать детям).
- А теперь, посмотрите, мой ротик чуть-чуть улыбается, когда произносит звук [д’ д’ д’ д’].
- У твердого звука [д] - есть мягкий братик звук [ д’], повторите [д’ д’ д’].
- Мягкий звук [д’] будем обозначать зеленым звуковичком с колокольчиком.
- Давайте поиграем со звуками [д - д’].
Произношение звуков в слогах.
а) я скажу слог твердо, а вы наоборот мягко
да - дя
до - дё
ды - ди
дэ - де
ду-дю
б) следующее задание - я назову каждому два слога со звуком [д] или [д’], вы их повторите, а третий придумайте и назовите сами
да - до - дя - ди -
ду - ды- де - дю -
дэ - до- де - ди -
ды - дэ - дю - ди -
до - ды - де - дя -
Дифференциация звуков [д - д’].
Логопед : - А теперь еще игра «Вы, готовы, детвора?», игра называется «Твердый - мягкий».
- Я назову вам разные слова, вы их послушайте, и если
услышите в слове твердый звук [д] - поднимите синегозвуковичка, а если
мягкий звук [д’], то зеленого.
а) дятел, дупло, подушка, сковорода, дверь, диван;
б) делать, долбить, догонять, дирижировать;
в) деловой, домашний, деревянный, длинный.
Произношение звуков в словах.
- И следующее задание:
а) - Прослушайте ряд слов, повторите их, назовите лишнее слово, и скажите, почему оно лишнее.
1) дом, дуб, дорога, тапки - лишнее слово тапки, потому что начинается с другого звука;
2) диван, дятел, дерево, тетерев;
3) домик, Тобик, доски, дорога;
4) дача, Даша, Таня, Дарья;
5) кони, дожди, доктора, дороги;
6) дождь, дружина, пружина, духи;
7) Дима, дама, рама, Даша;
8) дача, дочка, точка, дождик
б) А теперь с мячом игра:
Звуки в слове исчезают,
Снова появляются.
Мяч волшебный помоги,
Звук нам в слово позови.
- Добавьте звук в начало слова:
д - омик, д-ворник, д - ыня, д - ождик, д-иван, д - орога, д - ача, Д - аша.
А теперь звук пропал в середине слова, помогите словам, добавьте звук:
пома - д - а сле - д - ы
побе-д-а секун - д -а
пого - д - а пароход - ы
гирлян - д - а по - д - ушка
в) - Следующее задание: «Приготовьте свое внимание»
Я буду читать вам стихотворение, а вы догадайтесь, каким словом от слова
«дом» надо закончить каждую вторую строчку.
Гном и дом
Жил да был веселый гном
Он в лесу построил. (дом)
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал. (домик)
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил. (домишко)
Старый мудрый гном - гномище
Выстроил большой. (домище)
Определение позиции звука в слове.
- Пора дальше отправляться с другим гномом повстречаться.
Дети встают, подходят к дереву с картинками.
- Вот и гномик с заданием.
а) - На картинки посмотри, ответ правильно скажи. _
- Посмотрите на картинки, назовите слова со звуком [д] или [д’] в начале слова.
- Отвечайте полным предложением, например: «В слове дом звук [д] звучит в начале слова».
Ответы детей.
- Теперь назовите слова со звуком [д - д’] вcepединe слова.
Ответы детей.
Работа над предложением.
- Все картинки отгадали, где звук слышится узнали.
- А теперь, пройдем сюда и узнаем из чего сделаны эти дома.
Дети подходят к другому дереву с изображениями домов из дерева, кирпича, из соломы.
- Посмотрите, из чего сделаны эти дома.
Ответы детей.
Из соломы - соломенный дом.
Из дерева - деревянный дом.
Из кирпича - кирпичный дом.
- За столы присядьте и придумайте каждый предложения со словом «дом».
- Выложите схему своего предложения на столе перед собой.
- Назовите свое предложение, сколько в нем слов?
- Какое первое слово? Какое второе слово? и т. д.
Физминутка
- Ребята, мой веселый, звонкий мяч, снова просится играть, вставайте вкруг.
а) игра «Назовите слово по частям»
Логопед бросает детям мяч и называет слово. Поймавший мяч ребенок, называет первый слог этого слова и передает мяч следующему ребенку, второй ребенок называет 2- ой слог слова и передает мяч и т. д. Ребенок, назвавший последний слог кидает мяч логопеду, логопед называет новое слово.
( Слова: дорога, домашний, диван, дерево, долбить, делать).
б) - А теперь поиграем повеселей, в игру «Домик».
На поляне дом стоит - поднимают руки вверх, соединяют в виде крыши над головой.
Он не низок, не высок - приседают и поднимаются на носочки.
На двери висит замок - пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог? - делают движения запястьями вперед-назад.
Слева - зайка, справа - мишка - повороты головой.
Отодвиньте-ка задвижку! - пробуют потянуть замок в стороны.
Слева ежик, справа волк - повороты головой.
Нажимайте на замок! - сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ежик, волк открывают на домике замок - разводят руки в стороны.
Знакомство с буквой Д.
- Ребята, пятый гномик вот идет и что-то нам несет. Садитесь.
- Сегодня мы с вами произносили и слушали звуки [д - д’], а обозначаются они буквой Д, вот гномик нам её принёс.
- Это буква Д - большая, а это - маленькая - показать детям буквы.
Буква «Д» на дом похожа,
Две доски углом сложили,
Снизу доску положили.
На коротких ножках дом,
Поселились дети в нем.
- А как вы думаете, на что похожа буква Д.
Ответы детей.
- В какой дом мы поселили букву Д?
- На какую улицу?
- Давайте напишем эту букву пальчиком в тарелочке с манкой.
- Но, сначала, посмотрите как мы будем писать букву Д.
Показ детям пальцем в воздухе
Игра «Гласные - согласные буквы»
Вот два гномика просят нас еще помочь им собрать необычные бусы из шишек.
- На нитку слева гномику в желтой одежде нужно нанизывать шишки с гласными буквами, а на нитку справа - гномику в фиолетовой одежде с согласными буквами.
- Выбирайте себе шишку и объясняйте, куда ее будете нанизывать и почему?
Работа и ответы детей.
Звукобуквенный анализ слова - дом.
- Следующее задание другой гномик предлагает.
- Сколько звуков я сказала? - до, ды.
- Какой первый звук, какой второй звук?
- А теперь ловите звуки [д, о, м. ]
Дети хлопают, ловят звуки.
- Какое слово поймали?
- Слово ДОМ.
Дети хлопают один раз и отвечают - ОДИН
- Покажите на своей слоговой линеечке, что в слове дом - один слог.
А теперь давайте изобразим слово дом звуковичками.
- Какой первый звук в слове дом?
- Каким звуковичком изобразим? Почему?
- Какой второй звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?
- Какой последний звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?
- Что у вас получилось?
- Проверим, у всех получилась такая схема? (Логопед выставляет звуковичков на доске).
- Идем дальше.
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем
И слова с ними составляем.
- Изобразите слово «дом» под звуковичками - буквами.
- А кто-нибудь выходите и составьте слово «дом» на доске.
Работа детей
- Давайте прочитаем.
- А теперь замените букву О на букву Ы.
- Кто хочет у доски это сделать?
Работа детей
- Давайте прочитаем какое слово получилось/
- ДЫМ.
III.Заключительная часть
Гномик: - Спасибо ребята, звук волшебный [д] и букву Д вы узнали, все задания правильно выполняли и Белоснежку расколдовали. Скажем дружно: «Раз, два, три Белоснежка выходи».
Выходит Белоснежка из-за дома большого.
- Спасибо друзья, что так быстро спасли меня, я знаю, что это гномики постарались для меня и нужные задания вам давали всегда. Какие звуки вам сегодня помогали спасти меня?
Дети: - звуки [д - д' ]
Белоснежка: - А какой буквой они обозначаются?
Дети: - Буквой Д.
Белоснежка: - Молодцы! А вот я теперь проверю какая у вас память, у кого лучше, и как вы занимаетесь на занятиях. Я принесла вам карточки с буквами, обведите кружочком буквы, которые вы уже учили на занятиях, но только те, которые учили.
Работа детей
Белоснежка с логопедом проверяют
Белоснежка: - Хорошо вы занимаетесь, я очень рада за вас, но мне пора. До свиданья друзья, пойду гномиков учить я.
Логопед : - Вот и подошло к концу наше волшебное занятие. - Понравилось вам занятие? Попрощайтесь с гостями и пройдемте в группу, там вас ждет ещё сюрприз.