Получи документы

ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть)

Оксана Шкруднева
ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть)
▼ Скачать + Заказать документы

I. Вводная часть.

Дети входят в группу.

Логопед : - Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка).

- Давайте закроем глазки, и представим, что мы с вами попали в сказочный волшебный лес.

- Представили?

- Открывайте глазки, вот мы и в лесу. (Звучит пение птиц).

Слышится чей-то плач.

Логопед : - Ребята! Кто-то плачет, кому-то нужна помощь.

- Да, это же гномик, давайте, подойдем и спросим, что случилось?

Дети здороваются с гномиком.

- Что с тобой случилось?

- Почему ты плачешь?

Публикация «ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть)» размещена в разделах

Гномик: - Как же мне не плакать, случилась беда. Нам было так весело, мне и моим братьям гномикам, потому что Белоснежка всегда была с нами, она учила нас правильно произносить звуки, мы учили с ней буквы. Но злая мачеха заколдовала ее, усыпила своими злыми чарами. Помогите, нам, пожалуйста, расколдовать Белоснежку.

Дети: - Конечно, поможем.

Логопед : - Гномик, как же нам помочь тебе?

Гномик: - Чтобы расколдовать Белоснежку, надо правильно выполнить все задания. А помогать вам будут мои братья гномики, которых вы встретите на своем пути.

II. Основная часть.

Логопед : Ребята, давайте скорее начнем помогать гномикам. А вот и первый гномик и наше первое задание. Гномик предлагает нам собрать картинку.

Дети собирают коллективно на полу дом (или на фланелеграфе).

Логопед : - Что у вас получилось?

Дети: - Получился дом?

Логопед : - Какой первый звук вы слышите в слове дом?

Дети: - Звук [д]•

Логопед : - Не зря, гномик предложил нам такое задание, потому что [д] сегодня самый главный на нашем занятии, он нам и будет помогать спасать Белоснежку.

- Отправляемся дальше, вот и следующий гномик и дудочки стоят здесь.

Ду - ду - ду - давненько, встарь

В дудочку дудел дударь.

-Давайте, представим, что мы играем на большой дудочке.

Дети имитируют пальчиками и произносят:

Ду-ду-ду – ду

Да – да – да – да

До - до - до – до

Ды – ды – ды – ды

Дэ - дэ - дэ - дэ

- А теперь поиграем на маленькой дудочке

Дя-дя-дя-дя

Ди-ди-ди-ди

Де-де-де-де

Дю-дю-дю-дю

Де - де - де - де

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам; обозначение цветовыми символами

Логопед :- Смотрите, на полянке столики стоят, третий гномик предлагает задания узнать.

- Пройдемте сядем за столы.

Дети садятся за столы.

Логопед : - Произнесем звук [д], кончик язычка стучит в бугорки за верхними зубками.

- Попробуем намотать ниточку на клубочек (дети имитируют это руками).

- Что происходит с ниточкой?

- Ниточка рвется.

- Мы не можем долго тянуть, петь звук [д]

- Что мешает ветерку?

- Зубы, язычок.

- Значит звук [д] согласный.

- Теперь приложим ладошку к горлышку и произнесем звук [д], дрожит горлышко или спит?

- Дрожит.

- Значит звук [д] звонкий согласный.

- А еще звук [д - д - д] - звучит твердо, это твердый согласный - твердый братик.

- Давайте еще раз повторим, какой звук [д].

Дети повторяют и разгибают пальчики.

- Согласный, твердый, звонкий.

Логопед : - Мы будем обозначать согласный звонкий, твердый звук [д] - синим звуковичком с колокольчиком (показать детям).

- А теперь, посмотрите, мой ротик чуть-чуть улыбается, когда произносит звук [д’ д’ д’ д’].

- У твердого звука [д] - есть мягкий братик звук [ д’], повторите [д’ д’ д’].

- Мягкий звук [д’] будем обозначать зеленым звуковичком с колокольчиком.

- Давайте поиграем со звуками [д - д’].

Произношение звуков в слогах.

а) я скажу слог твердо, а вы наоборот мягко

да - дя

до - дё

ды - ди

дэ - де

ду-дю

б) следующее задание - я назову каждому два слога со звуком [д] или [д’], вы их повторите, а третий придумайте и назовите сами

да - до - дя - ди -

ду - ды- де - дю -

дэ - до- де - ди -

ды - дэ - дю - ди -

до - ды - де - дя -

Дифференциация звуков [д - д’].

Логопед : - А теперь еще игра «Вы, готовы, детвора?», игра называется «Твердый - мягкий».

- Я назову вам разные слова, вы их послушайте, и если

услышите в слове твердый звук [д] - поднимите синегозвуковичка, а если

мягкий звук [д’], то зеленого.

а) дятел, дупло, подушка, сковорода, дверь, диван;

б) делать, долбить, догонять, дирижировать;

в) деловой, домашний, деревянный, длинный.

Произношение звуков в словах.

- И следующее задание:

а) - Прослушайте ряд слов, повторите их, назовите лишнее слово, и скажите, почему оно лишнее.

1) дом, дуб, дорога, тапки - лишнее слово тапки, потому что начинается с другого звука;

2) диван, дятел, дерево, тетерев;

3) домик, Тобик, доски, дорога;

4) дача, Даша, Таня, Дарья;

5) кони, дожди, доктора, дороги;

6) дождь, дружина, пружина, духи;

7) Дима, дама, рама, Даша;

8) дача, дочка, точка, дождик

б) А теперь с мячом игра:

Звуки в слове исчезают,

Снова появляются.

Мяч волшебный помоги,

Звук нам в слово позови.

- Добавьте звук в начало слова:

д - омик, д-ворник, д - ыня, д - ождик, д-иван, д - орога, д - ача, Д - аша.

А теперь звук пропал в середине слова, помогите словам, добавьте звук:

пома - д - а сле - д - ы

побе-д-а секун - д -а

пого - д - а пароход - ы

гирлян - д - а по - д - ушка

в) - Следующее задание: «Приготовьте свое внимание»

Я буду читать вам стихотворение, а вы догадайтесь, каким словом от слова

«дом» надо закончить каждую вторую строчку.

Гном и дом

Жил да был веселый гном

Он в лесу построил. (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал. (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил. (домишко)

Старый мудрый гном - гномище

Выстроил большой. (домище)

Определение позиции звука в слове.

- Пора дальше отправляться с другим гномом повстречаться.

Дети встают, подходят к дереву с картинками.

- Вот и гномик с заданием.

а) - На картинки посмотри, ответ правильно скажи. _

- Посмотрите на картинки, назовите слова со звуком [д] или [д’] в начале слова.

- Отвечайте полным предложением, например: «В слове дом звук [д] звучит в начале слова».

Ответы детей.

- Теперь назовите слова со звуком [д - д’] вcepединe слова.

Ответы детей.

Работа над предложением.

- Все картинки отгадали, где звук слышится узнали.

- А теперь, пройдем сюда и узнаем из чего сделаны эти дома.

Дети подходят к другому дереву с изображениями домов из дерева, кирпича, из соломы.

- Посмотрите, из чего сделаны эти дома.

Ответы детей.

Из соломы - соломенный дом.

Из дерева - деревянный дом.

Из кирпича - кирпичный дом.

- За столы присядьте и придумайте каждый предложения со словом «дом».

- Выложите схему своего предложения на столе перед собой.

- Назовите свое предложение, сколько в нем слов?

- Какое первое слово? Какое второе слово? и т. д.

Физминутка

- Ребята, мой веселый, звонкий мяч, снова просится играть, вставайте вкруг.

а) игра «Назовите слово по частям»

Логопед бросает детям мяч и называет слово. Поймавший мяч ребенок, называет первый слог этого слова и передает мяч следующему ребенку, второй ребенок называет 2- ой слог слова и передает мяч и т. д. Ребенок, назвавший последний слог кидает мяч логопеду, логопед называет новое слово.

( Слова: дорога, домашний, диван, дерево, долбить, делать).

б) - А теперь поиграем повеселей, в игру «Домик».

На поляне дом стоит - поднимают руки вверх, соединяют в виде крыши над головой.

Он не низок, не высок - приседают и поднимаются на носочки.

На двери висит замок - пальцы рук складывают в замок.

Кто его открыть бы смог? - делают движения запястьями вперед-назад.

Слева - зайка, справа - мишка - повороты головой.

Отодвиньте-ка задвижку! - пробуют потянуть замок в стороны.

Слева ежик, справа волк - повороты головой.

Нажимайте на замок! - сжимают, разжимают запястья.

Зайка, мишка, ежик, волк открывают на домике замок - разводят руки в стороны.

Знакомство с буквой Д.

- Ребята, пятый гномик вот идет и что-то нам несет. Садитесь.

- Сегодня мы с вами произносили и слушали звуки [д - д’], а обозначаются они буквой Д, вот гномик нам её принёс.

- Это буква Д - большая, а это - маленькая - показать детям буквы.

Буква «Д» на дом похожа,

Две доски углом сложили,

Снизу доску положили.

На коротких ножках дом,

Поселились дети в нем.

- А как вы думаете, на что похожа буква Д.

Ответы детей.

- В какой дом мы поселили букву Д?

- На какую улицу?

- Давайте напишем эту букву пальчиком в тарелочке с манкой.

- Но, сначала, посмотрите как мы будем писать букву Д.

Показ детям пальцем в воздухе

Игра «Гласные - согласные буквы»

Вот два гномика просят нас еще помочь им собрать необычные бусы из шишек.

- На нитку слева гномику в желтой одежде нужно нанизывать шишки с гласными буквами, а на нитку справа - гномику в фиолетовой одежде с согласными буквами.

- Выбирайте себе шишку и объясняйте, куда ее будете нанизывать и почему?

Работа и ответы детей.

Звукобуквенный анализ слова - дом.

- Следующее задание другой гномик предлагает.

- Сколько звуков я сказала? - до, ды.

- Какой первый звук, какой второй звук?

- А теперь ловите звуки [д, о, м. ]

Дети хлопают, ловят звуки.

- Какое слово поймали?

- Слово ДОМ.

Дети хлопают один раз и отвечают - ОДИН

- Покажите на своей слоговой линеечке, что в слове дом - один слог.

А теперь давайте изобразим слово дом звуковичками.

- Какой первый звук в слове дом?

- Каким звуковичком изобразим? Почему?

- Какой второй звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?

- Какой последний звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?

- Что у вас получилось?

- Проверим, у всех получилась такая схема? (Логопед выставляет звуковичков на доске).

- Идем дальше.

Звуки четко произносим,

Слушаем внимательно,

Буквы правильно читаем

И слова с ними составляем.

- Изобразите слово «дом» под звуковичками - буквами.

- А кто-нибудь выходите и составьте слово «дом» на доске.

Работа детей

- Давайте прочитаем.

- А теперь замените букву О на букву Ы.

- Кто хочет у доски это сделать?

Работа детей

- Давайте прочитаем какое слово получилось/

- ДЫМ.

III.Заключительная часть

Гномик: - Спасибо ребята, звук волшебный [д] и букву Д вы узнали, все задания правильно выполняли и Белоснежку расколдовали. Скажем дружно: «Раз, два, три Белоснежка выходи».

Выходит Белоснежка из-за дома большого.

- Спасибо друзья, что так быстро спасли меня, я знаю, что это гномики постарались для меня и нужные задания вам давали всегда. Какие звуки вам сегодня помогали спасти меня?

Дети: - звуки [д - д' ]

Белоснежка: - А какой буквой они обозначаются?

Дети: - Буквой Д.

Белоснежка: - Молодцы! А вот я теперь проверю какая у вас память, у кого лучше, и как вы занимаетесь на занятиях. Я принесла вам карточки с буквами, обведите кружочком буквы, которые вы уже учили на занятиях, но только те, которые учили.

Работа детей

Белоснежка с логопедом проверяют

Белоснежка: - Хорошо вы занимаетесь, я очень рада за вас, но мне пора. До свиданья друзья, пойду гномиков учить я.

Логопед : - Вот и подошло к концу наше волшебное занятие. - Понравилось вам занятие? Попрощайтесь с гостями и пройдемте в группу, там вас ждет ещё сюрприз.

Публикации по теме:

«Федорино горе». Подгрупповое занятие по развитию речи в старшей логопедической группе детского сада Программное содержание: Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из.

Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников. Компьютерный тренажёр «Загадки-метаграммы и загадки-логогрифы»Цель: развитие фонематических процессов у дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. (1 слайд) Использование наглядного моделирования при коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Групповое занятие по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация звуков [с] [ш]» Конспект группового занятия по формированию фонетико – фонематических процессов. «Дифференциация звуков [с] [ш]» Цели занятия: 1. Закреплять.

Конспект НОД по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Звук и буква О» Конспект НОД по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНРТема: «Звук и буква О» Цель: научить четко.

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР Тема: Звук [М] Цель: формировать фонематические представления детей на речевом материале со звуком [М]. Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе «Играем со звуками» Конспект занятия на тему: Играем со звуками Цель: закрепление знаний о пройденных звуках. Задачи: коррекционно – образовательные: - развивать.

Мониторинг развития фонематических процессов у детей 5–7 лет Логопедическое обследование детей с ТНР включает в себя множество разделов: звукопроизношение, различение звуков на слух, звукослоговая.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей детского сада «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»Фонематическое восприятие –.

Развитие фонематических процессов у детей с ФФН с помощью дидактического пособия «Речекруг» Актуальность проблемы речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть)
Опубликовано: 8 июля 2015 в 12:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть)» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Шкруднева (УИ 287182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД