Наталья Шлыкова
Сенсорное развитие детей раннего возраста с минимальной мозговой дисфункцией посредством предметной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей раннего возраста становится особенно значимой. По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2006г. только 10% новорожденных появилось на свет абсолютно здоровым. Остальные дети имеют различные микро органические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют дошкольники с минимальной мозговой дисфункцией (ММД).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Минимальная мозговая дисфункция представляет собой наиболее распространенную форму нервно- психических нарушений детского возраста. Интеллектуальный уровень детей с ММД находится в пределах нормы, но при этом они испытывают значительные трудности в обучении и социальной адаптации.
Ранний возраст-особый период развития ребенка. В этом возрасте ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Помимо овладения культурными способами действия с предметами, в рамках предметной деятельности реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательном стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве со взрослым. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает теми качествами, которые формируют его сенсорные способности. В основе этого процесса лежит освоение ребенком сенсорных эталонов. А сенсорные способности ребенка- фундамент умственного развития.
Дети с ММД имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование сенсорной сферы- это и неадекватное внимание, сниженная способность к слуховой дифференцировке, замедление процесса памяти, что требуют целенаправленной коррекции.
Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К1 периоду относят возраст 1-2 года, когда идет интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. 2 период приходится на возраст 3х лет, когда увеличивается запас слов.
Задача педагога : вовремя выявить детей с ММД в раннем возрасте, подобрать диагностические методики, составить педагогическую программу по сенсорной сфере посредством предметной деятельности. Предлагаемый подход к проблеме должен способствовать освоению сенсорных эталонов, что очень важно при обучении вышеуказанных детей.