Виктория Крамаренко
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Ранний возраст – это самое благоприятное время для сенсорного воспитания детей, без которого невозможное нормальное развитие умственных способностей. В этот период важно совершенствовать деятельность органов чувств, обогащение представлений об окружающем мире, развитие творческих способностей.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о внешних свойствах предметов восприятия у ребенка: их форме, размере, цвете, величине, положении в пространстве, запахах, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Согласно мнению многих ученых, сенсорное развитие, является основным фундаментом для общего умственного развития детей и так же имеет самостоятельное значение, как способ развития у малышей ощущений, восприятий и представлений. Поэтому с самого раннего возраста детям необходимо накапливать и систематизировать представления об окружающем мире и совершенствовать деятельность органов чувств у ребенка.
Давай вместе с вами рассмотрим, какие виды сенсорных ощущений должны быть развиты :
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.
У ребенка в 2-3 года только начинается накапливаться представления о цвете, форме, величине и многих других свойствам предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В данном возрасте мы знакомим детей с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); геометрическими формами предметов (квадрат, круг, треугольник); а так же с различными звуками окружающего мира.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. Поэтому в качестве средств сенсорного воспитания у детей нашей группы мы используем различные дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих детей принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Так как основная особенность дидактических игр – обучающая, то мы используем игры в различные периоды режимных моментов. Это очень хорошая для детей начинать усваивать знания об окружающем мире, когда имеют возможность не только, видеть, но и активно использовать самостоятельно. Поэтому и необходимо использовать дидактические игры сенсорному развитию, как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни деятельности детей.
Небольшая подборка дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.
Игра «Цвета»
Цели: познакомить ребенка с основными цветами радужного спектра, развивать память, внимание, речь, мелкую моторику рук.
Описание игры: Педагог показывает детям одну из картинок (например, желтый карандаш). Детям предлагается найти и присоединить картинку, на которых изображены предметы такого же цвета (например, желтое солнце и др.).
Игра «Шнуровка»
Цель: развивать мелкую моторику рук, утонченность движений пальцев, концентрацию внимания, способствовать развитию точности глазомера, координацию и последовательность действий.
Описание игры: педагог предлагает детям «пришить» недостающие детали одежды.
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Описание игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Игра «Волшебные прищепочки»
Цели: способствовать развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.
Описание игры: прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика)
Игра «Разноцветные палочки»
Цель: учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Описание игры: Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка.
Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета.
Игра «Найди пару»
Цель: учить подбирать животные по образцу.
Описание игры: педагог предлагает детям, найти одинаковых животных и рассказать кто это.