Айгуль Жулдаякова
Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного
возраста посредством дидактических игр».
Каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.
Темочки:
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Актуальность:
Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.
Значение сенсорного воспитания :
• является основой для интеллектуального развития,
• развивает наблюдательность, внимание,
• позитивно влияет на эстетическое чувство,
• является основой для развития воображения,
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
• влияет на расширение словарного запаса ребенка,
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
• «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
• Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. На таких играх-занятиях усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей в практической деятельности.
Цель:
• формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
• способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
• выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
• являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
• Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
Задачи:
• Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования у детей сенсорных представлений;
• Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
• Развивать умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, цвету, форме.
• Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Развитие восприятия цвета :
• развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
• познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
• развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
Игры и упражнения на восприятие цвета: «Полей цветочки», «Подбери по цвету осьминожек», «Собери листья», «Посади цветок в горшок», «Подбери фигуру», «Подбери по цвету яблоки», «Подбери крышку к кастрюле», «Разложи цветные яйца в домики» и т. д.
Развитие восприятия величины :
• развивать умение ориентироваться на величину предметов;
• соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры;
• закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
• обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
• развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины.
Игры и упражнения на восприятие величины: «Большой- маленький», «Один- много», «Длинное- короткое», «Собери картину», «Какая рыбка больше», «В какую коробочку», «Соберем морковь»и т. д.
Развитие восприятия формы :
• закреплять знание названий форм;
• осуществлять выбор формы по ее названию;
• развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания;
• развивать умение соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами.
Игры и упражнения на восприятие формы: «Кубик с прорезями», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Сложи фигуры в формы», «Подбери фигуры» и т. д.
Развитие тактильного восприятия:
• Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Игры на развитие тактильно восприятия: «Найди свою игрушку в мешочке», «Веселые прищепки», «Постучим – погремим», «Цветочная поляна», «Чудесный мешочек», «Угадай, что у слона?», «Собери яблоки», «Бизиборд», «Конструкторы на присосках, магнитах, липучки», «Собери бусы», «Мякиши», «Игры с пробками», Повесь на дерево груши» и т. д.
Итог:
• повышение уровня развития мелкой моторики
• формирование и становление речевых навыков у воспитанников;
• интеллектуальное и умственное развитие детей;
• пополнение предметно-развивающей среды.