Старожитник Алина
Формирование контроля за звукопроизношением у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день среди детей дошкольного возраста неуклонно растет количество детей, имеющих речевые нарушения, среди которых большую часть составляет дети с общим недоразвитием речи (ОНР) .
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости в школе по многим дисциплинам.
Дети с нарушением звукопроизношения составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухорече-двигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Своевременное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.
Проблема автоматизации звукопроизношения, введения поставленных звуков в самостоятельную речь наиболее актуальна. Коррекция звукопроизношения требует от ребенка включения волевых усилий. Одной из причин трудностей является недостаточное развитие навыков самоконтроля детей старшего дошкольного возраста.
В связи с тем, что в настоящее время научные и практические поиски направлены на повышение уровня умственного развития детей в процессе обучения, на поиски эффективных путей подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности, изучение методов и приемов обучения детей действиям самоконтроля является одной из важнейших задач дошкольной педагогики.
В силу того, что вновь выработанные нервные связи ещё слабы, ребёнок пользуется приобретённым звуком крайне нерегулярно. Поэтому необходимо развивать его внутренний самоконтроль за своей речью. Процесс нормализации речи возможен при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и к своей собственной. Взрослым необходимо также внимательно следить за звукопроизношением детей и корректно исправлять ошибки не только в непосредственно образовательной деятельности, но и на протяжении всех режимных моментов.
Самоконтроль — это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной.
Он не появляется сам по себе. Формирование этого навыка происходит только в процессе обучения.
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, регулирующая и контролирующая функции речи формируются с задержкой и неполноценно. Причиной этого являются проблемы, которые испытывают дети при восприятии, осознании и продуцировании речи. Поэтому, особо — важное значение имеет утверждение П. Я. Гальперина о том, что для формирования самоконтроля речевой деятельности необходимо менять форму речи: «от речи-сообщения переходить на речь-обозначение, переключаться с естественного языка на искусственную, символическую речь». П. Я. Гальперин писал, что для переноса действия в умственный план необходима «развернутая, социализированная, естественная речь, для «мысленного действия» нужна условная, сокращенная, знаковая речь» Формирование контроля и самоконтроля проходит на всех этапах работы над произношением (подготовительном, постановке звука, его закрепления и автоматизации, дифференциации). В зависимости от этапа «контрольный аппарат» постепенно сужается: от внешнего контроля со стороны педагога до формирования потребности в самоконтроле и во взаимоконтроле; от развернутого, пошагового контроля до свернутого; от систематических контрольных действий до периодических, а затем, при автоматизации навыков, до эпизодических. Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение ряда условий:
усвоение произносительных умений и навыков на основе поли сенсорного восприятия элементов устной речи, сравнение собственного произношения с образцом;
существование внешнего контроля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля; знание детьми различных способов самоконтроля, умение применять их;
развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т. е. осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов;
соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и в свободной деятельности).
Система работы по формированию самоконтроля за звукопроизношением реализуется, в форме фронтальных, подгрупповых и, в большей степени, индивидуальных занятий.
При определении содержания коррекционного обучения, учитываются цели, задачи, принципы коррекционного обучения, экспериментальные данные, полученные в результате логопедического и психолого-педагогического исследования, закономерности развития речи в онтогенезе, современные представления о психофизиологических механизмах формирования операций самоконтроля речевой деятельности.
В работе с данной категорией детей необходима своевременная логопедическая помощь. Для успешного преодоления перечисленных нарушений логопеды ищут новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков речи. Игровые технологии приобретают важное значение в коррекционно-развивающем процессе детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль над поставленными звуками постоянно.
Процесс автоматизации звуков протекает у некоторых детей очень сложно, самоконтроль за звукопроизношением бывает низким, иногда ребёнок быстро утрачивает приобретённый навык. Поэтому такая работа требует от взрослых терпения, такта, собранности, постоянной изобретательности.
Тема о проблеме коррекции нарушений звукопроизношения дошкольников является актуальной, как для логопедии, так и для педагогики в целом, поскольку от правильной сформированности звукопроизношения у ребенка зависит успешное усвоение грамоты, а особенно у детей с речевыми отклонениями
Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.
Список литературы
1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2010. – 185 с.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — СПб. : СОЮЗ, 2009. — 160 с.
3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Под. ред. Р. Е. Левиной. - М., 2008.
4. Филичева Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : ЮНИТИ, 2011. – 185 с.