Гульнара Гильманова
Конспект поисково-познавательной деятельности детей «Секреты обыкновенной бумаги» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с процессом изготовления бумаги. Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Публикация «Конспект поисково-познавательной деятельности детей „Секреты обыкновенной бумаги“ в старшей группе» размещена в разделах
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно, проводить опыты и эксперименты.
Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал:
Бумага, картон, ножницы, вода, емкости для воды, полоски бумаги, коробка с цифрами-схемами, клей.
Раздаточный материал:
Бумага, картон, конверт, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.
Методические приемы:
Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.
1. Организационный момент:
- Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Добрый день!
- Ребята, смотрите, у меня в руках маленькое сердечко. Оно символизирует сердце человека, в котором есть тепло, любовь, дружба. Поэтому мы будем осторожно передавать его по кругу, называя друг друга ласковым именем и даря при этом улыбку, вот так: «Добрый день, Аня» (Передать сердечко и улыбнуться).
Вот сердце вернулось ко мне, а каждый из нас получил хорошее настроение и искреннюю улыбку.
- Кто знает из чего сделано сердечко?
- Из бумаги.
- Правильно, это бумага.
- Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите: Что вы видите? Из чего они сделаны? Что же их объединяет? (Ответы детей) – Из бумаги.
- И сегодня мы с вами поговорим о бумаге.
- Для начала я предлагаю вам посмотреть мультфильм об изготовлении бумаги. (Отрывок из мультфильма «Фиксики» под названием “Бумага” (изготовление бумаги на производстве https://www.youtube.com/watch?v=S3oFb5KziGc)
2. Поисковый этап - практический этап - опыты
- Ребята, у меня в руках интересная коробка, (в коробке цифры от 1до 9). Сверху лежит записка:
«Разложите цифры в ряд,
Что они вам говорят?
Открывайте по порядку
И узнаете все о загадке».
Дети выкладывают цифровой ряд (на мольберте) — на обратной стороне карточек с цифрами значки.
Карточка с цифрой 1 (знак вопроса) дидактическая игра «Бумажное – не бумажное»
- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши если этот предмет изготавливают из бумаги.
Бумажная книга Бумажный стул
Бумажный кораблик Бумажное полотенце
Бумажная обувь Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажная тетрадь
альбом, салфетка, деньги.
Карточка с цифрой 2 (порванная бумага) предложить детям провести опыт с разрыванием бумаги.
- Перед вами 3 вида бумаги, возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся.
Карточка с цифрой 3 (волнистые линии) предложить детям смять разные листы бумаги.
- А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему одна бумага легко смялась, а другая нет?
-Вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется.
Физкультминутка.
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
(Дети выполняют имитационные движения.)
Карточка с цифрой 4 (нота) предложить детям послушать, какой звук издает бумага (тихий, громкий, звонкий)
- Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения - стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.
Вывод: при смятии, трении - бумага издает звук.
Карточка с цифрой 5 (ветерок) предложить детям подуть на разные бумажки.
Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой.
Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились и подули.
Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Вывод: полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
Карточка с цифрой 6 (капля воды)
- Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.
-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги, а после картон. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (Ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.
Карточка с цифрой 7 (ножницы)
- Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее.
Карточка с цифрой 8 (спички, перечеркнуто)
-Как вы думаете, что означают эти знаки? - Опасно, нельзя делать самим.
-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы. - Правильно, бумага загорится.
-А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму.
- Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.
Карточка с цифрой 9 (руки)
- Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем поделку своими руками. Предлагаю оформить вазу листочками.
1. Вырезаем листочки по контуру.
2. Намажем клеем оборотную сторону листочка.
3. Приклеиваем на вазу.
3. Рефлексия.
Отношение детей к деятельности. (Подходим к предметам, изготовленных из бумаги)
-Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? (Выводы исследований - опираясь на схемы).
1. Бумага мнется.
2. Бумага рвется.
3. Бумагу можно резать.
4. Бумага намокает.
5. При смятии бумага издает звук.
6. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
7. Летает.
8. Бумага горит.
9. Из бумаги можно делать различные поделки.
- Ребята, я вам подарю памятку, где изображены все свойства бумаги.
4. Заключительная часть.
- В заключении хотелось бы сказать, что представить себе нашу жизнь без бумаги очень трудно, поэтому мы должны бережно относиться как к самой бумаге и предметам, изготовленным из бумаги, беречь лес, а использованную бумагу не выбрасывать, а собирать для дальнейшей переработки, то есть в макулатуру. И для этого я вам дарю коробочку для сбора использованной бумаги.
- Ребята, давайте подарим нашим гостям членам жюри, наше осеннюю композицию, которое сделали сегодня сами. Спасибо всем!