Юлия Андросова
Использование детского экспериментирования для развития любознательности и поисково-познавательной деятельности детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса и является одним из видов познавательной деятельности детей.
Публикация «Использование детского экспериментирования для развития любознательности и поисково-познавательной деятельности детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
В образовательном процессе мы активно используем метод экспериментирования, что способствует развитию любознательности и поисково-познавательной деятельности, в том числе поисково-познавательной деятельности с неживой природой.
Примером может служить организованная образовательная деятельность по теме «Чудеса воды», где цель заключается в развитии любознательности и поисково-познавательной деятельности детей 4-5 лет с неживой природой. Так, здесь предлагается ситуация с Капелькой, которая только появилась на свет и ничего о себе не знает. Задача детей – помочь узнать Капельке о себе. Для этого предлагается ряд опытов «Воды течет», «Вода прозрачная», «Вкус воды», «Форма воды».
Приведем конкретные примеры опытов, которые мы используем.
Приведем пример групповой работы при проведении опыта «Форма воды». Воспитатель указывают, что на столах детей стоят емкости разной формы, ваза, стакан, банки разной формы и т. д. И предлагает перелить воду в разные емкости. Задает вопрос: Какую форму приобретает вода? Следующим шагом предлагает опустить в банку (стакан и т. д.) любую из предложенных фигур. Дети опускают кубики, маленькие шары и т. д. в емкости с водой. Задается вопрос: Ребята, фигуры изменили свою форму? Выясняется, что вода приобретает формы емкости, в которой находится.
Предлагается опыт «Вкус воды», где педагог говорит: «А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Какой у сока вкус? Правильно, ребята. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус Правильно, вода безвкусная, вы молодцы и все сказали правильно!»
Очень интересным опытом для детей является «Тонет – не тонет». Воспитатель детям предлагает проверить, какие из окружающих его предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности. Для эксперимента подойдут столовые ложки, пробки, зубочистки, бусины, кусочки пластилина, детали от «Лего» и др. По одному предмету дети опускают эти предметы в таз с водой и наблюдают за происходящим. Далее делают вывод, какие предмету тонут в воде, какие остаются на поверхности.
Также считаем целесообразным проводить опыты со следующими объектами неживой природы – воздух, песок, камень, почва, осадки, облака и т. д.
Воспитатель сообщает, что всюду нас окружает воздух. А задумывались ли вы – сколько весит воздух? Может проверим ваше предположение? Для этого пригодятся вот такие весы и два шарика. Один шарик мы надуем. Скажите, что у него внутри? (воздух) Шарики одинаковые, но в одном находится воздух, сейчас проверим одинаковый ли у них вес? (шарики крепятся к весам) Ну, что вы скажете? (шарик с воздухом тяжелее) Правильно, шарик с воздухом тяжелее, значит воздух имеет вес.
Например, предлагаем детям эксперимент «Ветер по морю гуляет», цель которого заключается в ознакомлении детей с воздухом. Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).
Опыт «Свойства мокрого песка». Детям предлагается сравнить сухой и мокрый песок. Предположение: мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Вывод: из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между песчинками исчезает, мокрые песчинки слипаются и держат друг друга.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Поэтому именно детское экспериментирование является активно содействует развитию любознательности и поисково-познавательной деятельности детей 4-5 лет с неживой природой.