Ирина Павличенко
Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Свойства песка и глины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
3. Выделить свойства песка и глины : сыпучесть, рыхлость.
Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с водой, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
4. Воспитывать умение слушать друг друга и взрослых.
Публикация «Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы „Свойства песка и глины“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование:
По 2 стаканчика на каждого ребёнка. Доски с глиной. Формочки.
Вода в лейке. 7 мисочек. Салфетки (для рук). Стаканчик с сухой глиной.
Лупы. Сито. Фотографии ледяных скульптур. Медали.
ХОД:
В группу входит Незнайка с ведром песка.
Незнайка: Ребята, я к вам пришё л за помощью: помогите мне сделать выставку фигурок. Зимой ходил на выставку ледяных скульптур. Мне очень
понравилось, и я захотел сделать весной свою выставку. Но не знаю из чего лучше сделать, ведь весной льда нет.
Воспитатель: Вы ребята, как думаете? Из чего можно сделать разные фигурки? (Предложение детей).
Незнайка: Я принёс с собой песок.
Воспитатель: А у нас есть глина. Ребята, как узнать, из чего лучше сделать скульптуру из глины или песка?
( Дети: провести опыт)
Опыт№1
Воспитатель: Давайте, сравним песок и глину. Вот у меня на столе стаканчик с глиной, попробуем его высыпать (сыпется, но плохо). Почему? (кусочки глины все разной формы, размера).
- Теперь подойдите к своим столам. У вас стоят стаканчики с песком. Давайте попробуем пересыпать песок в другой стаканчик. Что мы с вами делали? (Пересыпали).
- Как еще можно сказать? (Сыпали, высыпали).
- Что сыпется лучше: песок или глина?
Вывод: песок сыпется лучше, чем глина.
Игра: «Узнай по звуку» (определение, где глина, а где песок).
Воспитатель: Незнайка, теперь мы тебе покажем, из чего состоит песок.
- Ребята, как показать Незнайке, из чего состоит песок?
( Дети: нужно его просеять).
Воспитатель: Через что можно просеять песок? ( Дети: через сито).
Опыт №2
Просеивания песка
(Дети рассматривают, что осталось в сите, это камешки).
Незнайка: А я попробую просеять глину. Ой, у меня не получается.
Воспитатель: Ребята, почему у Незнайки не получается. (Дети с помощью лупы рассматривают, что осталось в сите). Сравните частички песка и частички глины. Какой вывод можно сделать?
Вывод: значит, песок лучше просевается, чем глина, потому что песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг другу.
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим из чего лучше слепить? Вот сейчас Незнайка и проверит. (Берет сухой песок, пытается из него лепить). Что нужно сделать, чтобы из песка можно было что-то слепить?
( Дети: нужно добавить воды).
Незнайка (добавляет воды) : Ой, как хорошо песок впитывает воду!
Воспитатель: Теперь Незнайка давай попробуем слепить из сухой глины.
Не лепится, почему? Что нужно сделать? (Добавить воды).
- Что произошло?
Вывод: вода стоит на поверхности глины лужицей. Так как, частички глины ближе друг другу, чем у песка, не пропускают воду внутрь.
Воспитатель: Теперь попробуем размешать мокрый песок и мокрую глину.
- Что получилось? Однородная липкая масса. Из неё можно уже лепить.
Незнайка: Можно я слеплю из песка. (Лепит шарик).
(Воспитатель лепит из глины).
- Шарики получились. Давайте проверим какой самый прочный. Из песка
рассыпался, а из глины нет.
Вывод: значит, лучше всего лепить из глины, она мягкая, пластичная, хорошо держит форму.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Море волнуется раз (фигура животного на месте замри)»
После игры предлагает вылепить разные фигурки для выставки Незнайки
Незнайка: Мне очень у вас понравилось, я теперь знаю, чем отличается глина от песка. А вы, ребята, знаете? (Глина - мягкая пластичная, плохо сыпется, плохо впитывает воду, песок - хорошо сыпется, просевается, хорошо впитывает воду, но плохо сохраняет форму).
Незнайка прощается и уходит.