Елена Чеснокова
Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства паедагога
▼ Скачать + Заказать документы
План. 1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагога.
2. Организация работы по самообразованию.
3. Результаты самообразования.
Публикация «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства паедагога» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагога. Качество образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагога. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление педагогических работников с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Самообразование педагога – это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Педагог должен регулярно учиться. В лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.
2. Организация работы по самообразованию. Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы: не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность; Рассмотрим пути решения возможных проблем:
Педагоги не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность. Выделить из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы ту, которая является главной, и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат. При подборе литературы теряются в ее изобилии. Подбор литературы осуществить следующим образом: - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным; - ответить на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания? С чего начать изучение подобранной литературы: - с изучения традиционных методик по данной проблеме; - изучить современные взгляды на проблему. При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал. - По мере чтения выделить ключевые слова, мысли, суждения; - Записать наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделить главное для себя условным символом; - Записать вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником; -Пользоваться справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
3. Результаты самообразования. Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Каждая деятельность создает некий продукт или достижение.
Результаты самообразования : повышение качества преподавания; разработка конспектов, программ, сценариев, пособий; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, наглядности; разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям; обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога и успешное прохождение аттестации.