Елена Чеснокова
Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства паедагога
▼ Скачать + Заказать документы
План. 1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагога.
2. Организация работы по самообразованию.
3. Результаты самообразования.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагога. Качество образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагога. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление педагогических работников с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Самообразование педагога – это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Педагог должен регулярно учиться. В лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.
2. Организация работы по самообразованию. Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы: не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность; Рассмотрим пути решения возможных проблем:
Педагоги не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность. Выделить из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы ту, которая является главной, и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат. При подборе литературы теряются в ее изобилии. Подбор литературы осуществить следующим образом: - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным; - ответить на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания? С чего начать изучение подобранной литературы: - с изучения традиционных методик по данной проблеме; - изучить современные взгляды на проблему. При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал. - По мере чтения выделить ключевые слова, мысли, суждения; - Записать наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделить главное для себя условным символом; - Записать вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником; -Пользоваться справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
3. Результаты самообразования. Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Каждая деятельность создает некий продукт или достижение.
Результаты самообразования : повышение качества преподавания; разработка конспектов, программ, сценариев, пособий; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, наглядности; разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям; обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога и успешное прохождение аттестации.