Чистова Наталья Александровна
Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников
▼ Скачать
Слайд 1 «Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников»
Исследователи феномена детской игры говорят о том, что понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье.
Это означает, что игра- деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.
Слайд 2 «Нужно ли руководить детской игрой?»
Публикация «Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников» размещена в разделах
У воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководить игрой». И иногда мы задумываемся, насколько он правомерен. Игра- свободная деятельность, а её развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом «руководить игрой».
Слайд 3 «Педагогическое руководство=Педагогическое сопровождение=
Помощь при затруднениях ребенка»
Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения. Существует несколько определений педагогического сопровождения, но смысл этих определений – помощь ребенку. Педагогическое сопровождение или руководство игрой подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в развитии.
Слайд 4 «На что обратить внимание педагогу?
-Природа ребенка требует реализации потребности в игре.
-Учитывать игровую субкультуру детей.»
На что нужно обратить внимание современному педагогу? Во-первых, на то, что игра любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.
Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.
Слайд 5 «Обучение игре – механизм естественной помощи
воспитателя ребенку».
Очень часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуться «духом игры». Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада. И как уже установлено, в том, что ребенок не умеет правильно играть вина самого воспитателя, его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в игру новое содержание и новые умения.
Слайд 6 «Руководство сюжетно-ролевыми играми
осуществляется в двух направления:
-Формирование игры как деятельности.
-Использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.»
Слайд 7 «Этапы педагогической технологии:
1. Обогащение представлений о сфере деятельности.»
Существует 3 этапа педагогической технологии сопровождения игры. 1 этап – обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребенок будет отображать в игре – наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить детей с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).
Слайд 8 «2. Организация сюжетно-ролевой игры.»
2 этап – организация сюжетно-ролевой игры – «игра в подготовку к игре» включает в себя:
- определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры
- создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования
- совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
Слайд 9 «3. Самостоятельная игровая деятельность детей.»
3 этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопонимаю.
Слайд 10 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результат.
Наличие игровой позиции, сочетающая прямые и косвенные способы
взаимодействия педагога и детей.
Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер – координатор – наблюдатель)
Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников.
Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игре, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие.
Создание современной предметно-игровой среды.»
В младшем дошкольном возрасте преобладают прямые приемы руководства – показ, объяснение. В старшем – косвенные методы, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания). При сопровождении игры недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, т. к. это может вывести его из состояния включенности в образ, игру. Как только ребенок чувствует момент воспитания, обучения, он теряет интерес к игре или игры детей становятся скрытными от воспитателя, они не желают делиться своими замыслами и взаимодействовать с педагогом.
Слайд 11 «Игровая позиция воспитателя:
Интерес педагога к игре
Рефлексия
Инфантилизация
Эмпатия
Креативность»
Для того, чтобы успешно проходили все этапы педагогического сопровождения игры педагогу необходимо иметь ярко выраженный интерес к игре. Владея игровой позицией педагогу легче использовать игру, её богатые возможности для развития своих воспитанников. Игровая позиция воспитателя включает в себя : - рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности.
- инфантилизацию - способность на время превратиться в ребенка, способность устанавливать доверительные отношения с детьми.
- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния детей
- креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели. Не владея игровой позицией педагог не может стать партнером ребенка в игре.
Слайд 12 «Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.»
Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх.)
Слайд 13 «Ошибки в руководстве игровой деятельностью:
Навязывание детям сюжета игры, подавление инициативы ребенка
Отсутствие внимания к игре
Недостаточное количество игрушек
Непродуманная раздача игрушек»
Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью.
1 Нередко можно наблюдать, как педагог, увлекшись инициативой, начинает навязывать детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в обстановке, обдумать свои дальнейшие действия, уничтожая тем самым творческую инициативу и самостоятельность ребенка.
2 Второй грубейшей ошибкой на практике можно назвать полное отсутствие внимания к детской игре. Дети замыслили сюжет, развернули игру и в какой-то период зашли в тупик, но воспитатель ничего не предпринимает, чтобы помочь детям выйти из трудного положения. В результате игра распадается, не дойдя до своего логического завершения.
3 Следующая распространенная ошибка в руководстве игрой – когда для поддержания порядка в группе либо для лучшей сохранности игрушек, последние не даются детям в пользование, чем обедняется детское творчество, самостоятельная деятельность становится малосодержательной и непродуктивной. Это касается не только игрушек, но и материала для творчества, бросовый материал, предметы – заместители. Это может привести к негативным последствиям: от невозможности проявить свою инициативу в игре, некоторые дети проявляют негативизм по отношению к сверстникам и старшим.
4 Ещё одним проявление ошибки в отношении руководства играми является непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются игры, для них совсем не интересные. В результате ребёнок не может реализовать свои интересы.
Слайд 14 «Игра не изначально является средством воспитания,
а становится им под влиянием целенаправленного руководства
игрой воспитателем».
Воспитатель обязан проникнуться сознанием глубокой ценности
игровой деятельности и как средства воспитания и самовоспитания ребенка,
и как средства его всестороннего изучения. При этом важно, чтобы
педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной, возможно
более скрытой от воспитанника, чтобы, по образному высказыванию
А. С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности» был настолько тонким, чтобы его воспитанник даже не ощущал, процесс воспитательного воздействия протекал непринужденно и свободно.
Слайд 15 – используемая литература